Как научить ребенка часам: советы родителям, как в игровой форме научить определять время по стрелочным часам
Жизнь современного ребенка расписана буквально по минутам, так как с 4-5 лет его водят не только в сад, но и на кружки, секции, на развивающие занятия. Поэтому важно, чтобы он как можно быстрее усвоил, что такое время, научился ценить его и определять по часам и не только о электронным.
Вопрос, как научить ребенка определению времени на часах, волнует многих родителей. Далеко не все дети вообще понимают, как можно определить то, чего не видно, не слышно, нельзя потрогать.
Но и совсем не уделять внимания такому аспекту воспитания, как ценность каждой минуты в жизни, тоже нельзя. Поэтому надо набраться терпения, продумать систему занятий и буквально каждый день следовать плану.
Почему определение времени дается детям нелегко
Разумеется, речь идет об определении времени по часам с циферблатом и стрелками, ведь на электронных часах или на телефоне ребенок очень быстро научится называть два двузначных числа – часы и минуты.
Но именно на циферблате видно, как идет время, что оно не стоит на месте, а все время движется вперед.
- Если не следить за ним, время однажды убежит, и сразу будет ощущаться его острая нехватка. Все это ребенок должен познать на собственном опыте, тогда он научится ценить каждую минуту. Проблема в том, что многие дети начинают понимать это только в школьном возрасте.
- Вторая причина – ребенок просто не умеет считать хотя бы до 60. А если и умеет, то не может называть числа не последовательно, а через пять: пять, десять, пятнадцать и т.д. Это умение многие постигают только после изучения умножения.
Наконец, мы учим ребенка понимать часы со стрелками и сталкиваемся с новой проблемой: ребенок не понимает, почему 15 часов на электронных часах и 3 часа на обычных – это одно и то же. Поэтому первичными должны быть знания о соотношении часов и суток.
Вывод таков: перед тем, как учить ребенка часам, необходимо опираться на уже имеющиеся у него понятия о времени и начинать знакомство с ним с больших отрезков: год, месяц, неделя, а потом уже переходить к меньшим. Также необходимо учить ребенка ценить время и понимать его скоротечность.
С чего начать знакомство с величиной время
На вопрос, в каком возрасте ребенок готов к разговору о времени, не будет иметь однозначного ответа. Один уже в 3 года знает дни недели и названия месяцев, другой и в 7 лет путает их. С этого и нужно начинать.
- Самых маленьких можно учить, играя, например, в «День и ночь» или «Совушку». Каждый раз, зовя ребенка за стол, нужно уточнять: «Иди завтракать. Иди ужинать». Так быстрее усваиваются составляющие суток: утро, день, вечер, ночь.
- Обязательно нужно приобрести детские часы со стрелками, но циферблат которых разделен на 4 части, как в сутках. В течение дня предлагать передвинуть стрелку на тот сектор, который соответствует отрезку суток.
- Так мы учим ребенка смотреть на часы и ощущать движение времени вместе с движением стрелок, а также его цикличности (все повторяется по кругу). Также нужно проговаривать, какие действия выполняются утром, днем, вечером и ночью.
Дети, которые ходят в садик, хорошо знают, что в неделе есть рабочие и выходные дни, что выходных меньше, чем рабочих, и что называются они суббота и воскресение. Запомнить будни по порядку детям, обычно, не сложно, особенно, если каждый день с утра называть день недели.
Еще легче они запомнятся, если неделя ребенка насыщена, и каждый день он посещает какой-то кружок. Если сегодня в бассейн, значит, это понедельник, занятия в изостудии, значит, вторник и т.д.
Важно дать понять ребенку, что время легко упустить, если не научиться им распоряжаться. Есть такая замечательная сказка Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени». По ней снят детский фильм. Старшим дошкольникам вполне можно прочитать эту книжку, чтобы на ошибках главного героя научиться ценить время.
Когда ребенок поймет, из каких дней состоит неделя, можно переходить к изучению названий времен года и месяцев. Он быстро поймет, что смена 4-х времен года означает, что прошел год, и с этим годом он стал еще старше, умнее, сильнее. И так год за годом он взрослеет.
Параллельно идет и усвоение основных математических понятий: цифр, счета в пределах первого, второго десятка, а затем и сотни. Полезно учить ребенка считать не только единицами, но и десятками, а затем и пятерками.
Так он быстро научится определять на часах минуты и поймет, что 60 минут — это час. Также важно учить ребенка наблюдательности. Надо создать такие условия, чтобы он заметил существенную разницу в длине стрелок на часах и скорости их вращения.
Первые шаги в знакомстве с циферблатом
Чтобы правильно научить ребенка часам, начинать надо со знакомства с принципом работы минутной стрелки.
Один оборот по циферблату она проходит за 60 минут, что есть час. От одной цифры до другой стрелка добирается за 5 минут. Двигается она всегда в одном направлении.
- Если она смотрит строго вверх, на часах ровно столько часов, на сколько указывает часовая стрелка. На макете часов ребенка нужно попросить показать ровно час, ровно 3, ровно 5 и т.д.
- Затем можно выучить с ребенком, что такое полчаса, где в этот момент находится минутная стрелка, и что часовая будет располагаться ровно посередине между двумя цифрами.
- Также нужно проговаривать, что одно и то же время можно называть по-разному: 10.30, 30 минут одиннадцатого, половина одиннадцатого.
- На первых порах не стоит заострять внимание на том, что название времени во второй половине дня можно называть не так, как в первой (22.30 и т.д.)
Усвоение умения определять на часах любое время
Теперь ребенок готов к пониманию времени. Ему легко объяснить, какое значение имеет минутная стрелка, оказываясь на той или иной цифре часов. Также он способен понять, какую цифру часовая стрелка уже перешагнула и к какой приближается.
- Остается объяснить, что сутки – это два полных оборота часовой стрелки по циферблату, то есть 12+12=24 часа.
- Обязательно нужно сравнивать время на электронных часах и обычных, чтобы у ребенка возник вопрос: что такое 13, 14, 15 часов и т.д., почему на циферблате нет этих чисел.
- Вообще, желательно не напрямую учить ребенка, а подводить его к тому, чтобы он сам замечал какие-то противоречия и задавал вопросы.
Игры для усвоения временных понятий
Чтобы быстро научить ребенка часам, надо применять различные дидактические игры. На этапе знакомства с частями суток, например, можно играть в игру «Доскажи слово».
Взрослый говорит фразу, которую ребенок должен закончить: «Мы завтракаем утром, а обедаем…» или «Идем в детский сад утром, а возвращаемся …»
- Поиграть можно и на детской площадке, объединив дошколят в круг. Взрослый с мячиком в центре круга. Он кидает мяч любому из детей и называет время суток, день недели или месяц, в зависимости от уровня подготовленности детей, а ребенок называет то, что следует за ним: «День – вечер, май – июнь, понедельник – вторник».
- С группой детей можно поиграть в игру: «Неделя, стройся!» Каждому присваивается день недели. По команде «Врассыпную!» все разбегаются в пределах детской площадке, а по команде: «Неделя, стройся!» встают в ряд по порядку дней недели.
Подведем итог. Если родители задались целью научить ребенка определять часы, они должны набраться терпения и действовать последовательно.
Главный принцип – от простого к сложному и регулярность. Ну и никакого давления на ребенка. Если ему дается усвоение часов трудно, стоит отложить занятия на более поздний период.