Развитие моторики у детей: обзор лучших способов, как организовать занятия для развития мелкой и крупной моторики у ребенка

Умение хватать предметы заложено у младенцев природой. Со временем они начинают делать это все активнее и лучше. Это объясняется тем, что происходит развитие моторики рук у ребенка.

Навык этот нужен не только для того, чтобы держать предметы. Многие знаю о том, что развитие мелкой моторики способствует тому, что дети начинают раньше разговаривать, быстрее развиваться и лучше координировать речь и мышление.

Понятие и особенности

Мелкая моторика позволяет выполнять мелкие движение точно, при этом задействованы и скоординированы между собой одновременно несколько систем: мышечная, нервная и костная. Этот термин непосредственно связан с ловкостью. Моторика – это не только захват предмета руками, это еще и некоторые жесты.

Развитие моторики у детей младшего возраста способствует тому, что они быстрее развиваются, их мозг становится более восприимчив к чему-то новому и быстрее все запоминает. Развитие происходит с самого рождения.

Малыш видит свои ручки, постепенно изучает их и начинает ими управлять. При первом касании предмета он сначала захватывает его всей ладошкой, а затем постепенно уже задействует только пальцы. Со временем ребенок учится держать столовые приборы, а потом и предметы для письма.

  • Постепенно с активностью рук начинает развиваться и нервная система в совокупности с органами чувств.
  • Объясняется это тем, что расположение речевого и моторного органа в головном мозге находится в непосредственной близости друг от друга.
  • Поэтому при стимуляции одного центра, которая происходит внешне, например, ребенок учится держать ручку, развивается и второй.
  • Интересно, но мелкая моторика влияет не только на скорость развития, но и на красоту и чистоту почерка.

Развитие мелкой моторики у детей 6 лет должно быть нормальным, потому что именно по ее состоянию в этом возрасте судят, насколько ребенок готов к школе. Он должен быть внимательным, усидчивым, отвечать на вопросы, логически мыслить.

Развитие – дело сугубо индивидуальное, поэтому у каждого оно идет своими темпами. Если есть небольшое отклонение, не стоит об этом переживать. Малыш потом сможет не только догнать, но и перегнать сверстников. В этом случае полезны будут игры для развития моторики у ребенка.

Развитие детей до года

Хватательным рефлексом обладают все дети с рождения. До 4-месячного возраста можно наблюдать это явление. Ребенок должен хватать любую игрушку, что ему протягивают. Часто это может быть все, что только попадается малышу. Например, мамины волосы.

Постепенно захват руки становится другим и зависит от возраста:

  1. в хватании предмета участвуют три пальца: средний, безымянный и мизинец. Это можно наблюдать у младенцев 3-4 месяцев;
  2. в 5-6 месяцев малыш начинает задействовать все пальцы, кроме большого, которыми он прижимает предмет к ладони;
  3. большой, указательный и безымянный участвуют в захвате с 8 месяцев. Предмет при этом находится не в ладони;
  4. с 10 месяцев можно наблюдать, что ребенок начинает брать предметы большим и безымянным пальцем. Она напоминает пинцетную хватку.

Не стоит отчаиваться, если сроки чуть сдвинуты. Это не говорит о том, что у ребенка задержки в развитии. Просто каждый малыш индивидуален.

Развиваем пальчики детей до года

Для малышей есть несколько простых игр, которые помогут не только развить мелкую моторику, но и будут понятны им в силу возраста:

  1. Можно давать трогать младенцу разные по тактильным ощущениям предметы. Любые поверхности – гладкие или шероховатые, чтобы он понимал разницу;
  2. Можно научить ребенка собирать мелкие предметы с пола, которые рассыпаны умышленно или случайно. Подойдут даже крошки;
  3. Игры в песочнице – еще один способ. Закапывайте и раскапывайте предметы;
  4. Можно попробовать рвать на небольшие кусочки бумагу;
  5. Часто насыпают крупу в емкость и дают ребенку повозиться там руками;
  6. Заверните предмет в фольгу или бумагу и попросите ребенка развернуть его;
  7. Также нужно массировать ладошки каждый день.

Развиваем пальчики старше года

Многие забывают, какая на самом деле цель у развития моторики у детей. С помощью нее малыши также получают различные навыки самостоятельного обращения с предметами, например, с зубной щеткой.

Поэтому для детей от года уже больше возможностей и способов, как работать с пальчиками.

С помощью игр:

  1. В песочнице можно поиграть с формочками и ведерками. Это увлекательное занятие, которое понравится ребенку;
  2. Можно лепить из пластилина, глины, соленого теста. Можно катать различные фигурки или просто разминать их в руках;
  3. Мелкие камушки, шишки, листья можно собирать и приносить домой, делая из них поделки;
  4. Можно просто насыпать разные по фактуре материалы в различные емкости и просить малыша по очереди опускать туда ручки, чтобы возникали разные тактильные ощущения. Например, песок, разные крупы;
  5. В продаже имеется много развивающих игр, в том числе ковриков, с бусинами;
  6. С этого возраста можно приучать ребенка к гигиене, давая ему расческу, зубную щетку. Проводите это все в игровой форме, тогда малышу будет интереснее. Так вы научите его пользоваться предметами гигиены и одновременно будете развивать моторику.

Развитие детей старше 2-3 лет

Развитие моторики у детей 3 лет можно усложнить. Так, в ход идет бумага, краска, ткани. Бумагу можно мять и рвать, а затем, когда уже ребенок привыкнет и пальчики будут более развиты, можно попробовать взять ножницы и вырезать какую-нибудь фигуру.

Ножницы должны быть безопасны, лучше брать небольшие с тупыми концами. Потом, по мере взросления ребенка, можно уже начинать складывать оригами, начиная так же с простейших.

  • Краски должны быть простые и не токсичные. Можно начинать с пальчиковых, а потом уже перейти на рисование кисточкой. Потом можно будет вводить карандаши и фломастеры.
  • Из ткани можно соорудить целый пальчиковый театр. Так будет работать одновременно и фантазия. Обязательно вовлекайте малыша в представление.
  • Дальше можно начинать складывать пазлы для детей, начиная с крупных элементов, постепенно увеличивая их количество и размеры.

Могут использоваться и спички или счетные палочки. Это одновременно будет учить ребенка и цифрам.

Если ребенок левша

До 3 лет ребенок может вполне одинаково пользоваться как левой, так и правой рукой. Многие родители начинают беспокоиться о том, что малыш станет левшой. Ничего плохого в этом нет, самое главное, не нужно переучивать его насильно.

Если ребенку будет комфортно пользоваться левой рукой, то пусть лучше будет так. Иначе это может повлиять на его психоэмоциональный фон.

Если вы не знаете, какая рука все же окажется ведущей у ребенка, развивайте сразу обе. Это принесет только большую пользу.

Фото развития моторики у детей

Adblock
detector