Любовь к чтению: рекомендации психологов и педагогов, как вызвать интерес к чтению у ребенка. Памятка и методики для родителей
Были времена, когда наша страна считалась самой читающей в мире. Подросток в общественном транспорте с книжкой в руках, полностью погруженный в мир приключений и не замечающий ничего вокруг. Такая картина никого не удивляла.
Современные же дети не любят читать, не интересуются приключениями или детективами, не знают ни современных писателей, ни классиков. Всему виной — засилье гаджетов в современном мире.
Если дети и подростки что-то читают, то это сообщения в соцсетях или чатах. А если эти сообщения прочитает взрослый, он придет в ужас от чудовищных грамматических ошибок. Их увеличение в письменной речи закономерно при нынешней нелюбви к чтению.
И как привить любовь к чтению у ребенка? Этот вопрос особенно волнует учителей. Ведь чтение литературных произведений развивает речь, улучшает память, развивает орфографическую зоркость.
Почему важно именно читать книги, а не слушать их
Есть такая известная современная пословица: тот, кто читает книги, будет управлять теми, кто смотрит телевизор.
И это правда, ведь читающий:
- Улучшает свою эрудицию, расширяет кругозор, дольше хранит в памяти различные события и факты;
- Увеличивает свой словарный запас, может поддержать любой разговор, свободно выражает свои мысли;
- Всегда найдет правильные слова для убеждения, сможет привести весомые аргументы в споре;
- Погружается в действие произведения, что помогает ему расслабиться, выйти из состояния стресса;
- Замечает, что память становится более объемной и длительной.
Кроме того, любовь к чтению книг делает человека устойчивым к зависимости от гаджетов. Ведь молодежь проводит время в телефонах в основном потому, что не умеет занять себя чем-то еще в свободное время.
Как развить интерес ребенка к книге у малыша
Многие родители жалуются, что малыша совсем не интересуют книги. Даже самые красочные, даже объемные, даже интерактивные. Малыш даже не обращает на них внимание, а уж усадить его, чтобы он послушал хоть страничку, вообще невозможно.
Поэтому мамы и папы перестают прилагать усилия и убирают книжки с глаз долой. А это уже ошибка. Развивать любовь к чтению нужно постепенно, набраться терпения и верить в успех.
- Первые книжки ребенку нужно давать уже с рождения. Сегодня несложно купить такие мягкие клеенчатые с большими буквами и яркими картинками, объемными с разной текстурой. Ребенок водит пальчиком по букве и запоминает ее начертание.
- Ребенок очень чутко улавливает все, что делают взрослые, даже если со стороны кажется, что он занят своим делом. Если он не берет в руки книжку, то только потому, что не умеет с ней обращаться.
- Точно также он проигнорирует мячик если не показать, как он подскакивает и катается, самые красивые формочки, если не стряпать с ним куличики в песочнице, и любую другую игрушку.
- Даже самому неусидчивому малышу нужно читать книги, пусть даже он не слушает. Можно делать это перед сном, когда он сидит в ванне, в те редкие минуты, когда он играет, сидя на полу. Он все равно рано или поздно станет прислушиваться.
Книгу нужно сделать важным и заметным предметом в доме. Если есть крупные мягкие игрушки, можно при уборке вложить им в лапы книжечки и иногда менять их. Ребенок обязательно заметит перемены в обстановке и каким-то образом отреагирует.
Также нужно поддерживать порядок на полке с книгами, а одну из них ставить открытой на странице с красивой иллюстрацией. Можно поискать обои для детской, на которых изображен читающий ребенок или тот же сказочный персонаж, которого малыш сам видел в книжке. Любой способ привлечения внимания к книге хорош.
Как формировать интерес к чтению в 4-6 лет
Если в раннем детстве интерес к книге не удалось сформировать, в старшем дошкольном возрасте еще можно сделать это. Важно не упустить момент. В этом возрасте дети уже могут прослушать целиком тоненькую книжку, небольшой рассказ или сказку.
Важно, чтобы книги были разных жанров и на разные темы, чтобы выявить те, которые больше всего интересуют ребенка. Именно такие можно будет немного позже покупать ребенку и приучать к самостоятельному чтению.
К прочитанному нужно время от времени возвращаться, проводить аналогии между жизненными ситуациями и рассказами. Особенно подходят для этого короткие рассказы Осеевой, Пермяка, а в более старшем возрасте Драгунского, Сотника, Голявкина.
Для того, чтобы читать было интереснее, можно предложить ребенку иллюстрировать книги. Нет, рисовать на их страницах – это табу. Но почему бы не вклеить в книгу несколько чистых листочков, на которых можно рисовать иллюстрации?
Такую книгу ребенок с удовольствием возьмет в детский сад, чтобы показать друзьям. Ее содержание он уже точно не забудет.
Важен собственный пример
Воспитать любовь к чтению у ребенка, не любя при этом читать самому невозможно. Если сами родители ничего, кроме телефона или планшета вокруг себя не видят, то и чадо будет увлечено только гаджетами. А чтобы он заинтересовался книгой, нужно подавать собственный пример.
Неплохо бы вспомнить традиции из прошлого, когда вся семья вечерами собиралась за столом и читала книгу. Сначала это делали по очереди отец и мать, а дети слушали. Потом и они принимали участие в чтении. Почему бы не возродить эту традицию?
- Ребенок копирует поведение родителей. Если он часто будет видеть, как увлечены чтением мама и папа, то и сам возьмет в руки книгу.
- Также полезно ходить с ребенком на книжные выставки, встречи с детскими писателями, ввести ритуал покупки новой книги каждый месяц или на каждый праздник.
- Примерно лет с 7-8 ребенок уже сам способен выбрать книгу по интересам. Он уже вполне ориентируется в темах по иллюстрациям.
- Нельзя осуждать выбор, даже если в 7 лет он выбрал книгу для средней группы детского сада.
- Возможно, ему пока сложно читать более мелкий шрифт. Пройдет время, и он выберет книгу по возрасту.
Каких ошибок следует избегать родителям
Зачастую взрослые слишком рано заставляют ребенка читать самостоятельно. Даже если он уже складывает слоги в слова и осиливает несколько предложений, делает он это слишком медленно.
Это осложняет понимание смысла прочитанного, поэтому и интереса к чтению нет. Напротив, формируется отвращение к этому процессу. На первых порах взрослые должны читать ребенку вслух.
- Также маме или папе хочется, чтобы первоклассник прочитал за день как можно больше. Однако, если он занимается чтением дольше 20 минут, он перестает понимать, о чем читает, начинает запинаться, теряет строчки, путает буквы. Ни к чему хорошему это не приведет.
- Следующая ошибка – монотонное чтение вслух самими родителями. Вроде бы благое дело хочет совершить папа, желает почитать сыну или дочке вслух. Но если он не соблюдает знаков препинания, не передает голосом характеры персонажей, а читает на одной ноте, вряд ли ребенок скажет ему спасибо.
Не стоит требовать от ребенка мгновенного результата: прочитал, расскажи, что понял. Или научился читать, читай не по слогам, а целыми словами. Такое давление выдержать очень сложно. Рано или поздно ребенок начнет выражать протест и вообще откажется читать.
Также нельзя навязывать ребенку свои интересы. Если папе нравятся рассказы про войну или приключения, совсем необязательно, что и сыну будут интересны эти же темы. Возможно, он увлечется рассказами о животных.
- В поисках книг, прививающих любовь к чтению, можно остановиться на коротких рассказах Льва Толстого, Евгения Чарушина, сказках Корнея Чуковского или стихах Агнии Барто.
- Также дети любят читать про самих себя. Сегодня можно заказать такую услугу, как книжка про Машу (Сашу, Дашу), в которую записаны короткие рассказы про конкретного ребенка.
Поддерживать интерес к книге у ребенка не так уж и сложно. Главное делать это последовательно, регулярно, применять разнообразные формы и любить читать самому.