Как развить память у ребенка: простые действенные игровые методы для улучшения и формирования памяти у детей разного возраста

«Память, ты рукою великанши жизнь ведешь как под уздцы коня» — так писал Н.Гумилев об удивительной способности мозга обрабатывать и сохранять информацию.

Но какая память лучше развита у детей? Есть ли особенности ее формирования в разные возрастные периоды? На эти темы издано множество книг и пособий, а специалисты регулярно освещают проблемы развития в своих комментариях. Что они рекомендуют родителям?

Виды памяти

Прежде чем поговорить о возможностях и способах развития умения запоминать информацию, стоит разобраться, какие виды этого познавательного процесса существуют.

По особенностям запоминаемого материала выделяют следующие виды памяти:

  • Образная;
  • Вербальная;
  • Ассоциативная.

Образная память

Основной вид для детей дошкольного возраста. Особенностью является умение запоминать реальные картинки и придуманные образы. Именно благодаря этому, у детей-дошкольников преобладает в развитии именно зрительная память.

В зависимости от возраста ребенка существуют свои критерии, определяющие соответствие возрастному развитию. Но что делать, если психологи или воспитатели рекомендуют обратить внимание на умение малыша запоминать картинки? Как можно в домашних условиях развить зрительную память у ребенка?

Способы развития

Как развить память у ребенка 4-5 лет? Существует множество игр и упражнений. Но прежде чем поговорить о них, стоит узнать, как сделать игру, чтобы она была действительно полезной.

Для этого существует несколько простых правил.

  1. Психологи советуют подбирать игры в соответствии с возрастом малыша. Считается нормой, если ребенок умеет запоминать столько картинок, сколько ему лет. Например, трехлетний малыш должен запомнить 2-3 картинки. Но если такое же количество предметов запоминает ребенок подготовительной группы – это уже тревожный знак.
  2. Картинки для развития должны быть яркими, характерными, без каких-то дополнительных рисунков. При этом неважно, цветные или черно-белыми они будут. Хотя для малышей до 5 лет рекомендуются именно цветные варианты.
  3. Для занятий с детьми рекомендуется брать небольшие, хорошо знакомые предметы. Они должны быть безопасными для детей: без острых углов и режущих поверхностей, не меньше 2 см.

Во что можно поиграть с малышом для укрепления памяти?

  • Безотказно работает игра «Что пропало?». Перед ребенком выкладываются несколько небольших предметов.
  • Это должны быть хорошо знакомые ему предметы. Например, могут быть: игрушки из киндер-сюрпризов, большая пуговица, свечка в виде знакомой фигурки, заколка.
  • Для начала стоит выкладывать не больше 4 предметов. После того как ребенок внимательно на них посмотрит в течение нескольких секунд, его просят отвернуться или закрыть глаза, после чего убирают 1 предмет.
  • Если малыш верно называет, что пропало, он выиграл. Видя, что задания легко выполняются, можно усложнить, добавив 1-2 предмета и взяв при этом малознакомые вещицы.

Хорошо помогают небольшие путешествия в городском транспорте – за время поездки можно тщательно рассмотреть, что есть на остановке, а, отъехав немного, спросить у малыша, что он видел. Кроме обстановки, можно рассматривать одежду прохожих, какого цвета машины проезжали за окном, какой вид транспорта был.

Вербальная память

Этот тип памяти отвечает за качество запоминания словесной информации. В силу особенностей, она лучше всего развивается у детей старше 7 лет.

Объясняется этот факт просто – материал школы больше содержит информации, которую необходимо запоминать на слух, чем в детском саду. Поэтому при обучении в начальной школе происходит скачок в развитии.

Для детей старшего дошкольного возраста считается нормой запоминание 6-7 слов из 10 озвученных. Если ребенок не может повторить больше 3 слов – это уже сигнал, говорящий о необходимости заняться развитием малыша в этом направлении.

Что нужно учесть, при подборе упражнений

Психологи, как и в случае с развитием других видов памяти, рекомендуют в первую очередь учитывать возраст ребенка. Слова для детей-дошкольников должны быть короткими, состоящими из 1-2 слогов. Обозначать они должны хорошо знакомые предметы.

К таковым могут относиться:

  • Дом;
  • Лес;
  • Кот;
  • Снег;
  • Книга и другие похожие слова.

При озвучивании важно говорить спокойно, четко произнося все звуки. Перерыв между словами должен составлять не больше 3 секунд. Это время, необходимое для повторения в уме услышанного слова.

Способы развития

Игра «Снежный ком» великолепно справляется с задачей укрепить память и увеличить количество запоминаемых слов.

  • Как в нее играть? Взрослый задает тему для игры. Она может быть связана с обобщениями.
  • Например, можно использовать такие термины, как: фрукты, ягоды, птицы.
  • Эффективен и другой способ игры – называть слова на определенную букву.
  • В любом случае рекомендуется, чтобы ребенок произносил слова первым. Взрослый повторяет его слово и называет свое.
  • В ответ малыш должен повторить уже 2 слова и добавить новое. И так до тех пор, пока кто-то не собьется.

Эта игра хороша тем, что ее можно применять дома, на улице, в гостях. С ее помощью можно быстро и ненавязчиво увеличить количество запоминаемых слов, а также расширить словарный запас ребенка.

Несомненное достоинство этой игры еще и в том, что она как нельзя лучше помогает развить у ребенка не только память, но и внимание.

Ассоциативная память

Особенность этого вида в том, что она позволяет запоминать информацию, связанную друг с другом общим смыслом.

  • К ее развитости у специалистов высокие требования: вне зависимости от возраста ребенок должен запоминать большое количество слов или картинок.
  • Дети 5-6 лет должны запоминать не меньше 7 пар картинок, объединенных общим смыслом, а 7-8 лет – не меньше 10 пар.

Способы развития

Как можно улучшить качество запоминания в этом случае?

  • Удобно использовать готовый материал, содержащий картинки для детей, развивающих ассоциативную память. Такие пособия содержат яркие и характерные образы для запоминания. Они просты и доступны пониманию детей дошкольного возраста.
  • Кроме специально разработанных пособий, рекомендуется практиковать пересказ увиденных мультфильмов. Хорошо, если ребенок может это делать самостоятельно, с небольшой помощью взрослых.

Прекрасно развивает этот вид памяти заучивание стихотворений. Но важно подчеркнуть, что в этом случае большую роль в развитии играет понимание сюжета. Поэтому так важно вместе с малышом разобрать стихотворение, чтобы убедиться – он хорошо понимает, о чем идет речь.

Необычные приемы для развития памяти

Кроме привычных игр, существуют и другие способы формирования столь важного умения. С развитием технологий все большей популярностью пользуются игры, развивающие способность запоминать с помощью планшетов и компьютеров.

Развивая память у детей онлайн, важно учитывать влияние тренажеров на детей.

  • Прежде всего речь идет о времени, которое можно провести ребенку за такой игрой. Как правило, оно не должно превышать 15-20 минут для детей старшего дошкольного возраста.
  • Причины необходимости строго соблюдать ограничение по времени связаны с влиянием компьютерных игр на мозг дошкольника. Воздействуя через зрительный нерв, информация может привести к переутомлению малыша. Особенно это касается детей, склонных к излишней активности.

В этом существенное отличие от обычных игр. Психологи и дефектологи не рекомендуют использовать электронные приемы развития какого-либо вида памяти, если малыш устал. Планшеты и компьютеры при утомлении ребенка только усугубят ситуацию, приведя к повышению капризности.

Не стоит играть в них вечером, перед сном – интенсивная нагрузка действует возбуждающе на мозг ребенка и его сон будет беспокойным, да и засыпать он будет дольше обычного.

В остальном онлайн-игры так же эффективны, как и обычные способы, известные еще с советских времен.

Фото методов развития памяти у ребенка