Уголок природы в группе — задачи и наполнение
Что такое уголок природы в ДОУ
Уголок — часть развивающей предметно-пространственной среды. Он оформляется в каждой группе либо располагается в отдельной комнате детского сада. Создавая предметно-развивающее пространство экологической направленности, педагог должен учесть, что СанПиН 2.4.1.3049-13 не позволяет следующее:
- размещение в группах живых существ: птиц, животных и рыб;
- размещать растения на подоконниках и в спальне;
- живые существа на территории ДОУ должны быть безопасными и здоровыми.
Уголок природы в ДОУ
Важно! Перед созданием пространства педагог должен ознакомиться с требованиями ФГОС ДО к данной деятельности, а также изучить программы и методики экологического воспитания.
Зачем дошкольникам уголок природы
-
Цель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — обеспечение полноценного физического, умственного и психического развития ребёнка для его своевременного перехода на следующую, более высокую ступень образования. Бесспорно, формирование гармоничной, компетентной личности невозможно без создания насыщенной и разнообразной развивающей среды. Важным компонентом этой среды является уголок природы, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада.
-
Уголок природы в детском саду учит детей бережному обращению с ней
-
Особенно велико его значение для городских ребят, которые, к сожалению, не имеют возможности часто находиться на лоне природы, знакомиться с её дарами и удивительными тайнами, как того требует пытливая детская натура. Поэтому одной из важнейших задач природоведческой зоны в ДОУ является максимальное наполнение жизни детей в саду общением с неживой и живой природой. Кроме этой, уголок выполняет множество других, не менее важных задач:
-
Оздоровление детей. Многие растения, присутствующие там, способствуют очищению воздуха от пыли и углекислого газа. Кроме того, созерцание картин природы, общение с птицами и зверюшками помогает снять напряжение после занятий, снижает агрессивность и раздражение у склонных к негативным эмоциям детей, благоприятно сказывается на психическом состоянии малышей.
-
Развитие познавательных способностей. Дошкольники познают мир с участием всех органов чувств, им нужно всё увидеть, обследовать, ко всему прикоснуться. Пространство группы должно быть наполнено предметами, материалами и объектами, стимулирующими познавательную активность малышей, дающими простор их исследовательским потребностям и побуждающими к творчеству. Уголок природы создаётся как место, где ребёнок сможет экспериментировать, действовать, познавать новое (и поэтому ядовитых растений и агрессивных животных там быть не должно).
-
Уголок природы в группе детского сада выполняет эстетические, образовательные и воспитательные функции
-
Эстетическое воспитание. Все материалы и объекты, представленные в уголке, должны быть подобраны так, чтобы пробуждать в детях умение видеть красоту родной природы и ценить её. Яркие осенние листья, фотографии и картины пейзажей зимнего леса, осеннего парка и летнего луга, макеты грибов, деревьев, красочные изображения животных и птиц вызывают отклик у воспитанников и способствуют развитию интереса к природе.
-
Нравственное воспитание. Общение с природой даёт детям первые уроки доброты, значение которых трудно переоценить. Животные и растения в уголке зависимы от человека: нуждаются в его уходе, внимании.
-
Возможность заботиться о других живых существах воспитывает в детях доброту и ответственность
-
Ухаживая за растениями, зверятами, птицами и рыбками, дети учатся отвечать за сохранность чужой жизни, быть заботливыми и великодушными по отношению к слабым и беззащитным. Так в детское сознание закладываются первые представления о человечности и благородстве.
-
Воспитание экологической культуры, то есть умения вести себя в природной среде так, чтобы не наносить ей вреда. Грамотное и рациональное использование природных ресурсов также является составной частью экологической культуры. Только знающие законы природы и умеющие ценить её дары люди смогут уберечь планету от бед, вызванных невежеством человечества в области экологии.
Оформление уголка живой природы по ФГОС
ФГОС ДО предполагает ряд требований к оформлению. Это и соответствие возрасту детей, и безопасность, и поли насыщенность. При оформлении педагог должен опираться на параметры карты развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО.
В младшей группе
Дети младшего возраста не умеют долго удерживать внимание на одном предмете. Им необходима частая смена деятельности (буквально каждые 5-10 минут), перерывы на отдых, и главное — использование игровых приемов и техник, яркой наглядности.
Инновационные технологии в образовании по ФГОС
Уголок младшей группы может включать следующее:
- растения с четко видимыми частями;
- ярко и долгоцветущие растения;
- растения с пестрыми листьями.
Из всего многообразия педагог должен выбрать 3-4 вида и провести детальное изучение с указанием частей растения и их краткой характеристикой. Желательно, чтобы дети могли потрогать части растений, цветы рукой.
Уголок в младшей группе
В средней
Средние дошкольники имеют уже более устойчивое внимание, однако ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. Педагог может расширить арсенал изучаемых растений, а также привлекать детей к уходу за растениями. Средним дошкольникам уже доступны простейшие действия:
- полив растений;
- опрыскивание из пульверизатора;
- отирание крупных листов влажной тряпкой;
- рыхление земли.
Дети средней группы определяют 4-5 растительных видов, а также самостоятельно выбирают инструменты для ухода. Для обогащения среды можно активно привлекать родителей.
В старшей
С помощью организованного пространства активно развивают операции мышления: сравнение, обобщение, классификация по признакам, а также формируют умение наблюдать за растениями, их ростом и изменением по сезонам года. Необходимо включать следующее:
- растения с разными видами стеблей (вьющимися, стелющимися, прямыми);
- луковицы и клубни;
- более 9 различных видов (плющ, папоротник, бегония, амариллис и прочее).
Обратите внимание! Дети могут подготовить дома доклад о конкретном виде растений. Их внимание и речь уже более развиты, что позволяет делать занятия длительными и увлекательными. В уголке обязательно должна быть наглядность, а также книги по уходу за растениями, которые можно читать детям.
В подготовительной
Подготовительная группа подразумевает значительное расширение знаний воспитанников, поэтому основная задача — формирование системы элементарных знаний:
- о видах зависимости растений от времени года, а также от различных климатических условий;
- о способах размножения растений;
- о вариантах ухода за обитателями.
Старшие школьники способны заниматься по 20 минут, поэтому перед педагогом открываются широкие вариативные возможности построение занятий. В этой группе размещают до 15 видов растений, которые дети изучают в течение года: традесканция, суккуленты, бегонии и т. д.).
Что касается материалов неживой природы, то они должны быть в каждой группе. Также начальный арсенал материалов и приемов работы с ними расширяется от младшей группы к подготовительной.
Материалы неживой природы
Дополнительная информация! Среди методов изучения явлений неживой природы основным является экспериментирование. Поэтому среди инструментов должны быть экспериментальные, а также большой арсенал предметов для изучения: вода, песок, глина и т. д.
«Рекомендации по оформлению экологического пространства в ДОО»
Рекомендации для оформления экологического пространства в ДОО (комнаты природы, зоны природы, живого уголка, зимнего сад и др.)
«Экологическое пространство»
— это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.
Рекомендации для оформления центра природы в группе детского сада
Главная особенность и преимущество центра природы — непосредственная близость его обитателей к детям. Его можно расположить в групповой комнате или раздевальном помещении. В младшем дошкольном возрасте центр природы можно оформить: комнатными растениями и аквариумом с водными обитателями. Рыбки в аквариуме должны быть яркими, заметными, достаточно крупными, чтобы маленькие дети могли их увидеть, сосредоточить на них свое неустойчивое внимание. Это могут быть: золотые рыбки, крупные меченосцы, барбусы, скалярии, тетрагоноптерусы. А на непродолжительное время можно принести птицу в клетке или морскую свинку.
В средних группах кроме аквариума и растений центр природы можно оформить декоративной птицей и морской свинкой, что позволит детям увидеть разнообразие животного мира и способов ухода за живыми существами. Из птиц подходят: канарейки и амадины. На примере морской свинки дошкольники учатся вступать в контакт с животными, общаться, активно заботиться о них. В старших группах цетр природы можно оформить аквариумом с рыбами, птицей в клетке, хомяком, черепахой и растениями. Подойдут золотые рыбки, караси, что позволит показать хорошую приспособленность дикого животного и ее отсутствие у декоративной разновидности. В подготовительных группах центр природы оформляются аквариумом с рыбками (гуппи, меченосцы, сомики, барбусы); сухопутной черепахой, золотистым хомячком, птицей (волнистые попугаи); растениями. Также центр природы можно украсить мини-городом на окне. Оформление центра природы зависит от его оборудования, которое хранится в шкафу, чтобы не нарушать эстетику.
Наполняемость центра природы:
- Живые объекты (рыбки в аквариуме, черепаха и др, временные объекты в группе);
- Оборудование для ухода за живыми объектами;
- Комнатные растения;
- Календарь природы;
- Альбомы и гербарии;
- Художественная литература о природе;
- Дидактические игры природоведческого характера;
- Природные материалы;
- Образование для организации опытов;
- Модели, отображающие предметы и явления природы.
Рекомендации для оформления комнаты природы в ДОО
Помимо центров природы в помещении детского сада могут быть создана комната.
Это должно быть небольшое чистое помещение, где следует расположить вольеры с птицами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами. На полу и на стенах можно расположить растения.
Пространство на окне можно заполнить созданием огород, при этом необходимо дополнительное освещение в виде лампы. В огороде на окне можно выращивать лук, овес, разнообразную зелень и овощи.
В комнату природы дети приходят с разными целями: наблюдать, трудиться, общаться с животными. В комнате должны быть рабочие места для труда, шкафы и полки для хранения оборудования, стулья или скамейки, сидя на которых дети смогут наблюдать за животными и просто отдыхать, при этом у них снижается уровень нервно – психических нагрузок.
Рекомендации для оформления кабинета природы в ДОО
Кабинет природы – это разновидность комнаты природы с тем лишь отличием, что кабинет оборудован еще и столами для занятий с дошкольниками. Он может быть использован и для кружковой работы со старшими дошкольниками. То есть кабинет природы должен быть оформлен также как и комната природы, но дополнением служат столы.
В равной степени это «экологическое пространство» может использоваться для отдыха и для углубленной познавательно – ознакомительной деятельности детей и взрослых, для нравственно-трудового воспитания дошкольников.
Рекомендации для оформления зимнего сада в ДОО
Так как в зимнем саду преобладают растения, то в помещении, где он находится должно быть достаточно освещения, большие просторные окна. В этом случае можно выращивать самые различные растения. В зимний сад входят экзотические растения и плодовые растения: комнатный лимон, мандарин, декоративный гранат, фейхоа, инжир, банановая пальма, кофейное дерево, чайный куст, лавр и др.
Возле южных солнечных окон хорошо устроить уголок пустыни, создав композицию из суккулентов. Если есть небольшой бассейн или фонтан, то можно подобрать влаголюбивые растения и создать тропическую композицию.
Также можно найти уголок для птиц или даже аквариума.
Зимний сад, так же как и комната природы, используется в разных целях -для занятий, труда, отдыха и общения с природой. Поэтому зимний сад можно оформить (оборудовать) стульями или скамейки, которые позволяют расслабиться в наблюдении за рыбами, птицами, растениями.
В нем могут быть следующие демонстрационные материалы: набор открыток «Полевые цветы», наборы картинок: фруктов, овощей, ягод, деревьев, домашних и диких животных, птиц, грибов, рыб и растений.
Рекомендации для оформления площадки природы на участке ДОО
Площадка природы противоположна по своему функциональному значению физкультурной площадке. Дети могут приходить небольшими группами, чтобы в тишине и покое пообщаться с природой, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой растений.
Чтобы микроклимат был благоприятным необходимо хорошо озеленить территорию, а вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом следует сажать различные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает гроздья ягод, которые привлекают птиц; у осины необычно дрожит листва; тополь быстро растет и является хорошим пылесборником; черемуха замечательно цветет, пахнет и выделяет фитонциды.
На площадке природы в разных ее углах можно обустроить ручеек, цветник, озелененную беседку, песочный дворик. Здесь дети могут учиться созерцать природу, учиться приобщаться к труду по уходу за растениями и животными.
Рекомендации для оформления хвойного бора на участке ДОО
Чтобы получился «Хвойный бор» необходимо светлое и свободное пространство засадить хвойными деревьями – елью и сосной. В бору можно наблюдать за елками, проводить зимние праздники. В нем сложится своя экосистема, определяемая хвойными деревьями: шишки привлекут клестов, дятлов, появятся насекомые, мхи и лишайники покроют почву, приживутся кислица, перелеска, плаун, а также черника, копытень. Ухоженный «хвойный бор» также будет способствовать оздоровлению, так как будет очищаться воздух от болезнетворных бактерий.
Рекомендации для оформления фруктового сада и огорода на участке ДОО
Урожай, который можно вырастить на участке, а затем его собрать в огороде и саду, вполне пригоден для кормления животных, которые содержатся в дошкольном учреждении. На огороде следует сажать кормовые корнеплоды, кукурузе салату. Можно высаживать и злаковые культуры.
Фруктовый сад — это всегда красивое зрелище; кроме того, его плоды привлекают птиц, поэтому с детьми круглый год можно проводить познавательные и трудовые мероприятия.
Рекомендации для оформления цветников на участке ДОО
Обязательно в ДОО нужно создавать цветники. Их должно быть много: при входе на территорию, чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение и т.д. В цветниках можно оформить однолетние (ноготки, космея, бархатцы, эшольция, петуния, настурция) и многолетние растения (незабудки, золотые шары, топинамбуры, лилии, ирисы, пионы). из однолетних.
Рекомендации для оформления мини – фермы в ДОО
Педагог может создать мини – ферму, для этого необходим сарай, если там будут жить небольшие домашние животные в виде кроликов, кур, уток. Рядом с сараем необходимо создать луг для выпаса животных и заготовки сена. Дети могут участвовать в разных трудовых операциях: давать корм, чистую воду. Или же мини – фермой может быть теплица, в которой дети вместе с педагогом будут высаживать овощи.
Рекомендации для оформления экологической тропы в ДОО
Создание тропы необходимо начинать с создания карты – схемы маршрута с запланированными экологическими объектами. Затем необходимо подготовить оборудование для новых экологических объектов тропы. От объекта к объекту нужно проложить дорожку, она может быть из камней, песка, или украшена концами от пластиковых бутылок (цветы). Если на протяжении маршрута, устанавливаются какие – либо таблички, то они должны быть крупными и яркими. Все объекты должны быть эстетичными: чистыми, красивыми, ухоженными, не сломанными.
Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:
- В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.
- В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.
- В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.
- В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.
Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:
- Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
- Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
- Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.
- Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
- Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
- Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
- Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.
Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
- Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
- Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
- Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.
Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату. В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.
Можно сделать «сухой» аквариум.
Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.
В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.
- В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
- В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
- В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.
Каких животных выбрать
Кого же можно поселить в зооуголке?
Рыбки
Полезно выбирать рыбок разных пород, чтобы дети могли сравнивать их, находить отличия. Самыми неприхотливыми породами считаются гуппи, меченосцы, барбусы, кардиналы, данио, сомики, золотые рыбки. Аквариум лучше поставить в прохладное, темное место подальше от окна.
Некоторые виды рыб нельзя содержать в одном аквариуме. Например, стайные рыбки барбусы плохо уживаются с более мелкими породами (они их попросту съедают или обкусывают плавники), а также конфликтуют с золотыми рыбками. Лучшими соседями для них будут меченосцы, данио, рыбы-попугаи.
Кроме того, необходимо учитывать чистоту, жесткость и кислотность воды. Гуппи не выносят грязи в аквариуме, поэтому плохо уживаются с золотыми рыбками. Обо всем этом стоит заранее узнать у консультанта в зоомагазине и почитать в специальной литературе.
Рептилии
Интересный экспонат — хамелеон. Наблюдая за ним, дети узнают о таком явлении, как мимикрия. В зооуголке приживутся сухопутные и водоплавающие черепахи.
Но черепахам требуется большой аквариум или клетка, ультрафиолетовая лампа для обогрева, особое питание.
Водоплавающим видам необходим аквариум с камнями. Причем часть камней должна располагаться над водой, чтобы черепашки могли выползать на сушу и греться под лампой.
Грызуны
В зооуголке дошкольного учреждения разрешается держать кроликов, морских свинок, мышей, крыс, хомяков. Каждый вид имеет свои особенности содержания:
За кроликами, крысами, морскими свинками приходится часто чистить клетку, много кормить. А вот иглистые мышки не требуют частой смены подстилки, пьют мало, неприхотливы в еде, но они любят жить в компании сородичей. Хомячки наоборот предпочитают жить по одному. Им не нужна большая клетка, они мало едят, за ними легко ухаживать. Некоторые животные (хомяки, шиншиллы, крысы, улитки ахатины) более активны ночью, а днем спят — наблюдать за ними интереснее к вечеру.
Если грызуны живут в клетках, то их надо ставить на небольшом расстоянии, чтобы обитатели соседних клеток не могли поранить друг друга. Если животные содержатся в аквариумах, такой необходимости нет.
Живой уголок в МБУ ДО «ЦД (Ю)ТТ» г. Салавата
Птицы
Обычно в зооуголке живут волнистые попугайчики, канарейки, розеллы, кореллы, зеленушки. Они неприхотливы в уходе, имеют яркую окраску и нравятся детям. К тому же некоторые виды размножаются в неволе, а значит, малыши смогут наблюдать за появлением и ростом птенцов. Есть виды попугаев, у которых сильно проявляется половой диморфизм — отличие внешнего вида самцов от самок. Это тоже тема для занятия.
Каких животных нельзя держать в зооуголке
Не рекомендуется содержать в живом уголке диких животных: ежей, сурков, енотов, сонь, сусликов. Чаще всего их не разводят в неволе, а отлавливают в дикой природе, поэтому они не приручены и могут укусить. Кроме того, некоторые виды грызунов переносят опасные заболевания: бешенство, чуму, бруцеллез, тиф, дизентерию. Возбудители болезней выделяются с экскрементами животного и могут заражать других обитателей зооуголка и людей.
Запрещено приобретать в дошкольное учреждение ядовитые растения и рептилии. Например, есть риск, что паслён привлечет детей яркими ягодами, которые ядовиты. А сок монстеры и филодендрона вызовет ожоги на коже.
Даже специально выведенные домашние виды птиц и рептилий переносят сальмонеллез. Чтобы предупредить заболевания, требуются ежемесячный осмотр питомцев ветеринарным врачом, своевременная обработка от паразитов и вакцинация.
Живой уголок в МБУ ДО «ЦД (Ю)ТТ» г. Салавата
Если в группе аллергик, следует проконсультироваться с аллергологом, узнать, на кого из животных есть реакции, и по возможности меньше контактировать с этим видом, а перед посещением живого уголка принимать антигистаминные препараты. Иногда со временем аллергия проходит, организм привыкает. Часто аллергическая реакция бывает не на самих животных, а на корм, подстилку, выделения, пыль.
Своими руками для самых маленьких
Пример организации пространства в младшей группе приведен на фото. Уголок природы в детском саду такого плана сделать очень просто. Обратите внимание, что растений совсем немного, но каждое очень отличается от соседнего.
Отдельно сделан небольшой забор, чтобы отделить зоны. Отличная идея – посадить в прозрачные горшки небольшие растения. Например, фитонию. Она неприхотлива, хорошо растет в тени и не требует ежедневного полива. Ребятам будет интересно наблюдать, как появляются листочки, как внутри горшка развивается маленький мир. Они с удовольствием будут ухаживать за таким уголком природы в детском саду.
«Центр воды и песка»
1. Пластиковые контейнеры для воды и песка, фартуки;
2. Картотека игр с водой и песком;
3. Природный материал;
4. Емкости разной вместимости, песочная мельница, ложки, лопатки, грабельки, всевозможные формочки, штампы для печатания следов на песке, палочки, сито, мелкие игрушки для закапывания и отыскивания, сосуды для переливания, плавающие игрушки;
5. Лупа.
«Календарь природы»
Календарь выполнен мамой воспитанника, так как проводится работа по налаживанию взаимосвязей с родителями и их активному привлечению к жизни группы.
Календарь природы состоит из нескольких страниц: время года, время суток, природные явления, кукла с одеждой для разного времени года. Все выполнено на липучках, поэтому дети могут самостоятельно изменять календарь природы, а также развивать мелкую моторику рук.
Как использовать игрушки при оформлении уголка природы
Забавным и вызывающим массу положительных эмоций дополнением уголка станет сказочный герой, игрушка в виде гнома, феи, лесовичка. Этот персонаж может появиться однажды с интересным или необычным подарком: особенно ярким осенним листочком, корзинкой сладких яблок для малышей, роскошной рябиновой гроздью, которую потом засушат на корм птицам. Сказочный герой остаётся жить в уголке природы, внося в естественную среду элемент волшебства и фантастичности, что очень нравится детям. Общение с этим персонажем может превратиться в традицию: дети гораздо охотнее поделятся впечатлениями о произошедшем на прогулке с любимым героем, чем просто перескажут увиденное по просьбе воспитателя.
В природном уголке может поселиться добрый и забавный сказочный персонаж
Герой может «принимать участие» во всех видах деятельности малышей: помогать им отмечать погоду в календаре, ухаживать за растениями, играть в дидактическую игру. Он может «радоваться», когда дети делают добрые дела, ухаживают за питомцами в экологической комнате, и «грустить», когда ребята забыли полить растения или привести в порядок оборудование для опытов.
Календари и дневники наблюдений
Кроме общего календаря, где дети уже самостоятельно рисуют значки, изображающие состояние погоды, в старшей и подготовительной группе могут вводиться и другие формы работы по закреплению знаний о природе:
- сезонные дневники наблюдений за природой;
- календари наблюдений за птицами, ростом растений;
- индивидуальные календари.
Их оформление и ведение во многом зависит от творческого потенциала и желания педагога привить детям навыки наблюдений.
Календарь природы в старшей группе включает в себя много различных пунктов: погода, число, месяц и день недели, живые объекты наблюдений
Можно начать с осеннего дневника. Для этого нужно взять обыкновенный альбом для рисования, сделать ему соответствующую обложку, объяснить детям, что природа вокруг интересна и красива, но очень разнообразна, и всё происходящее в ней запомнить невозможно. Оставить в памяти дары чудесной осени поможет этот осенний дневник наблюдений.
Если альбом имеет 40 листов, то страниц в нём будет 80, чего вполне хватит на каждый день недели, проведённый детьми в саду в осенние месяцы.
Вверху листа отделяется полоса шириной около трёх сантиметров, в ней цветом, установленным по традиции для каждого дня недели, пишется число и название месяца : «6 сентября», «12 ноября» и т. п. Поскольку многие дети старших групп уже умеют читать, писать печатными буквами и знают месяцы, эту работу можно поручить таким развитым ребятам.
Далее альбомный лист расчерчивается на 8 делений, в которые ежедневно вносятся следующие данные: солнечный или пасмурный был день (изображение солнца или тучи), осадки, ветер (его символом может стать наклонённое дерево или схематическое изображение в виде нескольких волнистых линий).
Дневники наблюдений учат детей внимательнее относиться к окружающему миру, тем самым развивая в них любознательность
Температуру рекомендуется обозначать фигуркой человечка разных цветов: красной в жару, жёлтой в тёплую погоду, зелёной в прохладную и синей в мороз. Остальные ячейки дети заполняют изображениями живых объектов, за которыми наблюдали в течение дня. Проводится такая работа вечером, в отведённое для свободной деятельности время, с детьми, выразившими желание помочь с оформлением альбома.
Календарь наблюдений за птицами ведётся зимой, в течение двух или трёх недель, а наблюдение за ростом растений (лука, гороха) зарисовывается в отдельный альбом раз в неделю.
Дети, заинтересовавшиеся таким видом работы, могут захотеть вести индивидуальные календари наблюдений, и воспитатель должен помочь им в этом: расчертить альбомный лист, как захочет ребёнок, подписать, помочь с заполнением. Индивидуальные календари наблюдений можно хранить в уголке природы в папке с файлами и выдавать детям в свободное время. Стремление дошкольников вести календарь самостоятельно свидетельствует о высокой самоорганизации и развитых познавательных способностях.
Наглядные пособия для уголка природы
Наглядный материал пополняется в соответствии с растущим кругозором детей. Это могут быть как приобретённые в специализированных магазинах наборы рисунков и фотографий, так и скачанные из интернета самим воспитателем изображения, красивые и захватывающие:
- явления неживой природы (иней, морозные узоры, звёздное небо, извержение вулкана, гроза);
- пейзажи различных климатических зон, таких как тропический лес, пустыня, льды Арктики;
- увеличенные изображения маленьких живых существ (улитка, муравей, божья коровка);
- фотографии экзотических животных с детёнышами (коала, львица, кенгуру);
- картины открытого космоса.
Наглядные пособия — необходимое дополнение для уголка природы
Но в центре внимания, конечно же, должна быть природа родного края. В рамках краеведческой работы можно вместе с родителями воспитанников изготовить фотоальбомы «Природа моего города », «Мой цветущий родной посёлок». Здесь можно отобразить красоту скверов, пышных летних клумб, озеленение дворов. Дети с удовольствием будут рассматривать такой альбом, отыскивать знакомые места, увидят красоту родного населённого пункта по-новому — и ещё больше полюбят свою малую родину. Если вблизи населённого пункта есть водоём, то можно изготовить альбом «Наша река и её обитатели», «Кто живёт в пруду», скомбинировав рисунки и фотографии. Также увлекательными будут такие темы фотоподборок: «Деревья нашего парка», «Собираем урожай», «Мы — друзья природы» — конечно, если на фото будут присутствовать сами дети.
Дидактические игры в уголке природы
Тут воспитатель имеет возможность проявить свои таланты, педагогическое мастерство и творчество в полной мере, ведь круг тем практически безграничен, как и сам мир природы. Но особое внимание в старших группах следует уделять играм экологической и природоохранной направленности, как, например, игра «Экологическое солнышко». Изготавливается большое изображение солнца с шестью лучами, в центре которого и на кончиках лучей расположены кармашки. В них вставляются специально подобранные картинки. Дети должны пояснить, как зависит объект, изображённый в центре, от тех, что находятся на лучах: «Дождь поит яблоню водой. Земля даёт яблоне питательные вещества. Птицы спасают её от гусениц. Человек собирает с неё яблоки и т. д.»
Приветствуется, когда уголок природы оснащён также дидактическими играми и пособиями
Обрудование для экспериментирования и опытов
Его также следует подбирать с таким расчётом, чтобы дети могли выполнять простейшие природоохранные действия в своей мини-лаборатории или моделировать ситуации, отображающие защиту природы человеком (очищение загрязнённой воды при помощи марлевого фильтра). Старшие дошкольники могут пользоваться схематическими поэтапными руководствами к выполнению опытов, сравнивая свои действия и результаты с изображёнными на схеме.
Названия уголока природы в детском саду
- «Мы – природа»
- «Малыши и природа»
- «Природа удивительна»
- «Природные чудеса»
- «Мир растений и животных»
- «Природная обучалка»
- «Наглядная природа»
- «Дикий мир в группе»
- «Живой островок»
- «Природа в саду»
Образцы макетов климатических зон
В тропическом лесу обитают редкие экзотические животные
Макет Севера знакомит детей с суровой природой Заполярья
В оборудовании макета пруда использованы резиновые игрушки для ванны
Макет уютного сельского дворика также заинтересует детей
Замечательным будет создание простейшего макета одной или нескольких природных зон, свойственных местности, где проживают дети, например, лесной поляны, пруда, реки.
Пример уголка Уголок «Эколята-дошколята»
Елена Горбунова
Уголок «Эколята-дошколята»
«Эколята – молодые защитники природы»
в дошкольных образовательных организациях
В целях экологического воспитания, экологической культуры и просвещения дошкольников, в МДОУ д/с №5 «Звездочка», город Фурманов, Ивановской области, несколько лет назад, творческой группой педагогов был создан
Уголок«Эколята-дошколята»
Уголок является одним из мест в ДОУ, где наши воспитанники могут наблюдать и экспериментировать. Здесь они имеют возможность максимально проявить любознательность, активность и самостоятельность.
В Уголке имеется логотип «Эколята», рядом расположены Гимн Эколят и Клятва Эколят.
Свидетельство «Эколят-дошколят» может получить каждый дошкольник, который принимает активное участие в природоохранных акциях, мероприятиях и проектах ДОУ.
Фотографии Природоохранных акций и экологических праздников, викторин и других событий по Экологическому календарю располагаются в «Экодневнике» и на стенде «Природоохранные проекты» («Соберем бумагу-сбережём дерево!», «Берегите елочки», «Кормушка для пичужки», «День Земли»и другие).
Рядом со Стендами, в Уголке, расположены сказочные обитатели — герои Азбуки Природолюбия: Шалун, Умница, Елочка и Тихоня, которые помогают формированию у воспитанников экологической культуры и культуры Природолюбия. А также в игровой форме решают задачи, стоящие перед воспитателями, знакомящими детей с природой: формирование элементарной системы знаний о природе, формирование трудовых навыков и умений, любви к природе.
Герои-Эколята представлены в двух вариантах: одни — маленького размера, находятся в разных секторах Уголка (например Шалун любит цветы, поэтому он находится в секторе комнатных растений, другие — ростовые, которые предназначены для работы с дошкольниками вне Уголка (на Экологической тропе, на участке и в групповых помещениях ДОУ).
Наш Уголокразбит на несколько секторов:
Эко-вернисаж, на котором располагаются работы детей, в соответствии с Экологическим календарем и комплексно-тематическим планированием детского сада (здесь могут располагаться рисунки, поделки из природного или бросового материала).
В секторе комнатных растений дети знакомятся с многообразием комнатных растений,учатся элементарному уходу за ними: полив, очищение от пыли, рыхление почвы.
В «огороде» осенне-зимний период растет лук, рассада овощей и цветов.
Для ухода за комнатными растениями в уголке имеются кисточки, лейки, грабельки, пульверизатор.
В секторе экспериментальной деятельности создана мини-лаборатория, занятия в которой способствуют развитию у детей познавательного интереса, повышению интереса к исследовательской деятельности и способствуют формированию основ научного мировоззрения.
В секторе коллекционирования дети с удовольствием играют с экспонатами коллекций, рассматривают их, классифицируют, обогащают свои знания (коллекции пуговиц, камней, ракушек, летающих семян, тканей, бумаги и другие).
Самым любимым местом для ребят является сектор «Живой уголок». Обитателями живого
уголка могут быть: рыбки, черепаха, хомячки, попугаи. Ребята с удовольствием наблюдают за ними, участвуют в кормлении.
Также в Уголке расположены авторские пособия и игры (д/и «Круговорот воды в природе», сказка своими руками
«Путешествие капельки», Дидактическое дерево «Времена года», лэпбук «Мир природы», макеты «Природные зоны» и другие).
В литературном секторе собраны различные энциклопедии, художественные произведения о природе, загадки, плакаты, иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых, рыб, грибов. Опорные карточки по ознакомлению с природными объектами. Диски с мультфильмами и экологическими интерактивными играми) материалы экологических проектов, методические материалы и пособия для проведения занятий, литература для детей и педагогов по экологии, дидактические игры.
- https://vospitanie.guru/doshkolniki/ugolok-prirody-v-detskom-sadu
- https://melkie.net/oformlenie-gruppy/ugolok-prirodyi-v-detskom-sadu.html
- https://detsad-231.ru/razvitie/ekologicheskij-ugolok.html
- https://deti-club.ru/oformlenie-detskogo-sada-ugolok-prirody
- https://pedsovet.org/article/zivoj-ugolok-v-detskom-sadu
- https://FB.ru/article/31440/ugolok-prirodyi-v-detskom-sadu
- https://www.maam.ru/detskijsad/oformlenie-ugolka-prirody-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html
- https://luckclub.ru/ugolok-prirody-svoimi-rukami-v-detskom-sadu