Скороговорки для дикции — сложные скороговорки для взрослых

Что такое дикция и зачем она нужна?

Дикция, условно говоря – это то, как человек произносит звуки, слова. Она является основой для любой техники речи, в нее входит несколько показателей, из которых складывается произношение:

  • Четкость артикуляции.
  • Манера речи.
  • Грамотность.

Звуки должны произноситься четко, если у собеседника невнятная речь и дикция, понять его достаточно сложно: кажется, что он жует кашу и говорит одновременно с этим. Такая проблема возникает из-за плохой работы артикуляционного аппарата.

Тренируйте органы речи. Губы, язык, зубы при произношении должны занимать определенное четкое положение, только тогда звук будет звучать правильно. Чаще всего в дошкольном возрасте детей проверяет логопед, он выявляет нарушения артикуляции и помогает их исправить. Во взрослом возрасте также рекомендуется обратиться к специалисту.

В манеру произношения входят разные элементы такие как темп, упрощение слогов и т.д. Она может иметь и ряд недостатков:

  • Эканье, аканье.
  • Это значительно портит речь и раздражает слушателей.
  • Шумовые вздохи.
  • Применение слов-паразитов, когда во фразу вставляются ненужные слова, например, «это», «ну», «как бы», «короче», используется нецензурная лексика.
  • Слишком длинные гласные, чтобы заполнить паузу, пока строится следующее предложение.
  • Произношение гласных через нос.
  • Причмокивание.

Даже если вы не являетесь оратором, такие дефекты речи будут характеризовать вас не с положительной стороны. От них следует избавляться еще в раннем детстве, но если это не было сделано, логопед может работать и с дикцией взрослых. Далее разберем как улучшить дикцию и четкость речи.

Как улучшить дикцию и четкость речи

Развитие голоса и дикции у взрослых

Умение владеть голосом добавляет человеку уверенности в себе. Люди, умеющие красиво говорить, быстрее находят работу, заводят нужные знакомства и пользуются популярностью в социуме. Обладать поставленной речью может каждый, главное — регулярно работать над дикцией и постановкой голоса.Профессионалы, «работающие» голосом, сравнивают голосовой аппарат с мышцами, которые нуждаются в укреплении и проработке. С научной точки зрения, голосовой аппарат — сложный комплекс органов и систем, состоящий из трех основных частей:

  1. 1.Дыхательный аппарат — легкие, дыхательные пути (бронхи, трахея), диафрагма. Здесь же принимают участие мышцы брюшного пресса и межреберные мышцы.
  2. 2.Гортань — внешние и внутренние мышцы (истинные и ложные голосовые связки).
  3. 3.Резонаторная область — часть трахеи и крупные бронхи (грудной резонатор), ротовая полость и носоглотка (головной резонатор).

Для постановки голоса и улучшения качества речи проводится работа над всеми составляющими голосового аппарата. Специально для этой цели есть прикладная наука — постановка голоса. Она состоит из упражнений на улучшение дикции, речи и развитие силы, красоты голоса. © Фото : Freepik Развитие дикции

Развитие дикции - РИА Новости, 1920, 15.01.2023

Работа с дикцией ребенка

Детям сложнее всего произносить сложные слова, не всем дается звук Р или Л. Ребенок не всегда может быстро сменить артикулярную позицию, речевой аппарат не может перестроиться быстро и «зажевывает» звуки, поэтому то, что говорят дети, понять очень трудно. Исправить эту проблему можно при помощи специальной речевой гимнастики. После допустимо начинать работу с дикцией.

Для развития мышц речевого аппарата используют следующие упражнения:

  • Ребенок широко раскрывает рот, произнося звук А; пусть он представит, что говорит в рупор, можете взять лист А4 и свернуть его в трубочку для этой цели. Преподносите все в игровой форме, тогда ребенок будет делать упражнения с удовольствием.
  • Звук О требует максимально растянуть губы, придумайте игру для этого.
  • «Улыбка», нужно широко раскрыть рот и произнести И. Вы можете делать вид, что вы фотограф.
  • При звуке У губы должны вытягиваться в трубочку. Изобразите уточек.

Для настройки речевого аппарата и улучшения дикции делают также дыхательные упражнения:

  • Нужно сделать глубокий вдох, а затем на выдохе произнести «бим-бом», «дом», «вон». Воздух должен сохраниться до конца произношения. Он плавно переносится на каждый следующий слог. Такое упражнение подходит как взрослым, так и детям.
  • Постепенно нужно учиться произносить целые предложения. Для этого первые слова должны быть немного глубже последующих. Дыхание нужно стараться распределить равномерно, оно должно быть достаточно глубоким, и его должно хватить до конца фразы. Вдыхать надо через нос, выдыхать – через рот. Можно использовать несложные скороговорки, постепенно усложняя и удлиняя предложения.

Тексты для дикции необязательно запоминать, просто читайте их. Но перед началом чтения необходимо сделать артикулярную разминку. Подготовительный этап должен занимать не менее 15 минут. Для детей хорошо подойдет чтение стихов, смешных текстов, это поможет не только расшевелить мускулатуру и подготовить ее к работе, но и развлечь ребенка, чтобы процесс был удовольствием.

Сначала проговариваются наиболее сложные для детей звуки – Ш, Ж, Щ, Ч, Ц. Используйте скороговорки, про 4 черненьких чертенка, чибисов, чебурашку, Сашу и шоссе и т.д. Можно усложнять задание, читая шутливый стишок разными интонациями и эмоциями. Часто логопеды используют иллюстрированные тексты, не чтобы детям было интереснее и понятнее. Это позволяет развивать речь и память.

Если ребенок еще маленький и не умеет читать, то текст должен прочитать взрослый, а ребенок может его запоминать, глядя на картинку. Слова ему придется повторять за взрослым, который должен сам уметь четко их произносить.

Работа с дикцией у подростков

Исправление проблем с дикцией у подростка должна начинаться после разминки и дыхательной гимнастики. Это правило общее для любого возраста. Поставить речевой аппарат можно, проговаривая сначала отдельные звуки, затем слова и предложения. Принцип действия тот же, только без игровой методики. В качестве резинки используйте скороговорки, чистоговорки или стихотворения.

После того как подросток научится выговаривать сложные предложения, переходите к более длинным текстам для улучшения дикции. Существуют достаточно длинные скороговорки, которые легче читать с листа, чем запомнить, использовать их как раз советуют логопеды. Сначала требуется развить артикуляцию, затем уже увеличивать темп речи.

Подросткам стоит предлагать необычный материал. Если он скучен, у ребенка быстро отпадет интерес к занятиям. Например, используйте историю про китайцев.

Скороговорка жили были три китайца
Скороговорка Жили-были три китайца

Упражнения

Перед упражнениями нужно сделать небольшую разминку:

  • 5-7 раз высунуть язык как можно дальше и вернуть его обратно максимально глубоко;
  • По 10 раз коснуться кончиком языка правой и левой щеки изнутри;
  • Достать язык и очертить им 10 кругов по часовой стрелке и 10 кругов против;
  • Вытянуть губы в трубочку на 3-5 сек., затем растянуть губы в улыбке на 3-5 сек.

После разминки можно приступить к тренировке дикции.Упражнение 1. Проработка глухих согласныхПроизнести без голоса глухие согласные, активно «взрывая» их:

  1. 1.П! Пь! П! Пь! …
  2. 2.К! Кь! К! Кь! …
  3. 3.Т! Ть! Т! Ть! …

Далее нужно подключить гласные и произнести следующие наборы букв:

  1. 1.Пу! По! Па! Пэ! Пи! Пы! Пя! Пе! Пё! Пю!
  2. 2.Ку! Ко! Ка! Кэ! Ки! Кы! Кя! Ке! Кё! Кю!
  3. 3.Ту! То! Та! Тэ! Ти! Ты! Тя! Те! Тё! Тю!

Как работать со скороговорками

Скороговорки построены на близких по звучанию звуках. Начинать тренировки рекомендуется со скороговорок на трудные для произношения звуки. Чаще всего у взрослых и детей сложности возникают с воспроизведением букв «р», «л», «ш», «с», «м», «н».

Длинные сложные скороговорки

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь,
да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса — нет и вопроса.

В целлофане целовались цепелины с пацанами,
циберфиллер цыкнул числам целочисленнный процесс,
а цианистые цыпки зацепились за цунами,
цапля с центом танцевали целомудренный эксцесс.

На крыльце — гонец,
Во дворце — отец.
Отец — на крыльцо,
Гонец — во дворец.
На крыльце — отец,
Во дворце — гонец.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду — выдру в тундру, ядра в вёдра!

Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!

Смешные чистоговорки для детей

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все – в сугроб.

В Карловых Варах,
Жил Карл с кораллом,
Процедуры принимал,
В гости Клару приглашал!

Мила мыла мишку мылом,
Мила мыло уронила,
Уронила Мила мыло,
Мила мишку не домыла.

Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».

Сидел воробей на сосне.
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.

Барабан,
Труба
И бубен.
Бык,
Баран
И белый пудель,
Что играют,
Не пойму:
– Гав!
– Бе!
– Му!

Сев в такси спросила такса:
«За проезд какая такса?»
А таксист ответил так:
«Возим такс мы просто так-с».

Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.
Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.

Легкие длинные скороговорки для развития речи

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.

Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша.

Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.

Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

Скороговорки для дикторов

Один из основных навыков, которым должен обладать диктор или радиоведущий, — хорошая дикция. С помощью скороговорок можно значительно улучшить качество произношения, и сделать речь четче. Нередко дикторы перед эфиром занимаются чтением скороговорок, разминая свой артикуляционный аппарат. Многие теле- и радиоведущие для занятий используют «Лигурию». В качестве разогрева перед трансляцией подойдут совершенно любые известные всем скороговорки.

  • Сиреневенький бесперспективняк с переподвыподвертом.
  • В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду — выдру в тундру, ядра в вёдра!
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.
  • Скороговорки скороговорю скоровыговариваю, скороговорить скороговорилками не заскороговаривать.

Постановка хорошей интонации

Вместе с качеством голоса нужно научиться правильной интонации — манере произношения и звуковому выражению мыслей. Монотонная или быстрая речь не привлекает внимания и утомляет слушателя, поэтому умение верно расставить акценты в заготовленной речи и грамотно использовать свой качественный голос — один из важных навыков спикера. Правильная интонация и тон речи помогут не просто передать информацию слушателю, а завлечь его и дать ему мотивацию проанализировать и воспринять ее.Всего существует около 100 видов интонации. Ежедневно в просторечии люди используют следующие:

  • Повествовательную — спокойное произношение речи;
  • Вопросительную — повышение голоса в начале предложения и понижение в конце;
  • Восклицательную — повышение голоса происходит в конце предложения.

Кроме основных, человеку, желающему воздействовать на аудиторию голосом, нужно также освоить перечислительную, звательную, просительную, утвердительную, пригласительную и другие 5 интонаций из классификации ученого и исследователя русского языка Всеволодского-Генгросса. Вместе с этим нужно учиться:

  • Передавать голосом определенные эмоции;
  • Ставить паузы в местах, где нужно привлечь особое внимание слушателя;
  • Правильно ставить интонационные ударения.

Также для каждого случая следует подбирать тон голоса. Если необходимо сообщить о важных и официальных вещах, оратор должен говорить твердо, уверенно, громко и строго. Для расположения и неформального общения используется тон друга, для которого характерен мягкий, располагающий и добрый голос. Чтобы выглядеть в глазах других уверенным и опытным человеком, говорите тоном старца с мягкой интонацией без особой эмоциональной окраски, а для повествования глобально важных мыслей — тоном мудреца, перейдя на тяжелый, низкий и тихий голос, ставя паузы после каждого важного слова. Рекомендации, которые помогут поставить интонацию:

  1. Прочтите фразу, используя разные интонации. Это поможет понять возможности вашего голоса.
  2. Записывайте себя на диктофон и слушайте свой голос, выделяя сильные и слабые места в речи.
  3. Читайте больше книг, особенно художественных произведений. Отыгрываете диалоги вслух и по ролям.
  4. Учитесь жестикулировать и работать со знаками препинания.
  5. Работайте над своей самооценкой, чтобы увереннее держаться перед аудиторией.

Для тренировки интонации можно выполнять специальные упражнения:

  1. Произнесите последовательности гласных звуков, воспроизводя удивленный вопрос — недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом: «У?↑ У — У↓У», «О?↑А — А↓О» «А?↑Э — Э↓А».
  2. Произнесите наборы гласных букв, представляя, что это полноценное предложение. Ударение ставьте на заглавную букву: уОуауэуиуы? (вопрос) — уОуауэуиуы! (ответ), уоуАуэуиуы? (вопрос) — уоуАуэуиуы! (ответ).
  3. Произнесите междометие «о» с разной интонацией: удивление, радость, испуг, грусть. После представьте, что вам нужно ответить на вопрос «да», используя разные эмоции: восторженно, безразлично, иронично, категорично, задумчиво, скорбно, спокойно, вопросительно.
  4. Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов, изменяя силу голоса: «ма-ма-ма-ма», «та-та-та-та», «ба-бо-бу-бы».
  5. Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове. Например: ВЫ мне утром звонили? (Я), Вы МНЕ утром звонили? (Вам), Вы мне УТРОМ звонили (Нет, вечером), Вы мне утром ЗВОНИЛИ? (Да, звонил).

Также поставить интонацию поможет чтение скороговорок с выражением и выполнение техник на развитие музыкального слуха.

Советы для удачного становления дикции

Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.

  1. Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
  2. Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
  3. При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
  4. Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
  5. Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.

Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.

Источники

  • https://ya-speaker.ru/teksty-dlya-uluchsheniya-dikcii-i-chetkosti-rechi/
  • https://cleveredu.ru/soft-skills/kak-uluchshit-diktsiyu
  • https://rsport.ria.ru/20230115/uprazhneniya-dlya-razvitiya-diktsii-i-golosa-dlya-vzroslykh-i-detey-1844995431.html
  • https://www.Teatr-Benefis.ru/staty/skorogovorki-dlya-diktsii/
  • https://skazochka.online/razvitie-rechi/dlinnye-skorogovorki.html
  • https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/teksty-dlya-uluchsheniya-diktsii/

[свернуть]