Задержка речи у ребенка — как распознать в 2, 3 и 4 года? Признаки, диагноз, прогноз и степени ЗРР у детей

Примерно от 3 до 10 % детей в той или иной степени имеют отставания в речевом развитии, причем, у мальчиков это явление встречается в 4 раза чаще.

Хотя в целом такие малыши имеют нормальное умственное и эмоциональное развитие, понимание речи и жестикуляционные навыки, есть определенные критерии, когда родителям стоит обратить внимание на задержку развития речи у ребенка 3 лет.

Понимание термина ЗРР, ее степеней, причин и способов борьбы поможет успешно преодолеть данную проблему, обратившись к помощи логопедов, детских врачей (включая и психолога с неврологом).

Что такое синдромом ЗРР

Под этим термином подразумеваются более замедленные темпы овладения родным языком и навыками устной речи тем или иным ребенком по сравнению с конкретными показателями. Это заметно по скудному словарному запасу, несформированной собственной речи — несвязной и неграмотной.

Такие отставания от сверстников могут негативно отражаться на дальнейшем общем и психо-речевом развитии малыша — ведь он не сможет задавать вопросы и расширять свой кругозор. Диагноз ЗРР не ставится до двухлетнего возраста, хотя некоторые признаки отставания от других детей заметны уже с первых лет жизни.

Кратко о нормах и показателях развития речи

Для ориентировочного сравнения речи любого ребенка стоит иметь представление об общепринятых нормах речевого состояния и развития:

  • В так называемый предречевой промежуток (самый первый год) появляется лепетание (в 4-5 мес.), более сложные «лепетные» звуки (в 8 мес.), а самые первые слова могут появиться в интервале от 9 до 12 мес.;
  • В возрасте одного года малыш способен произносить около 10-15 простейших слов и их сокращенных вариантов, а в пассивном словаре у него имеется до 200 знакомых слов;
  • К двум годам его речь усложняется с расширением словарного запаса до 50 слов и больше, развивается также фразовая речь с присутствием глаголов «дай», «иди» и т.п.;
  • К трем годам уже формируются простые предложения, в лексиконе появляется много новых слов, ребенок способен отвечать на вопросы, связанные со своим возрастом, полом, именами родителей;
  • Около четырех лет малыш уже изъясняется так, что его понимают и посторонние люди.

Важно! В любом возрасте стоит тревожиться, если наблюдается ухудшение или полная потеря уже приобретенных навыков и слов.

Отставание от такого графика должно стать поводом для посещения узких специалистов.

Что может спровоцировать ЗРР?

Выявлена связь между задержкой развития речи и некоторыми органическими, а также социальными факторами, ведущими к подобным нарушениям. В числе органических причин выделяют:

  1. Поражение отделов ЦНС вследствие родовой гипоксии, черепно-мозговой травмы, недоношенности либо внутриутробной инфекции.
  2. Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни — менингит или энцефалит, длительные патологии, ослабившие общий иммунитет у малыша.
  3. Наследственные причины — если папа или мама начали разговаривать поздно, то может быть вероятность такой же проблемы и у их ребенка.
  4. Наличие тугоухости и нарушений со слухом.

Среди основных социальных причин задержки речи у маленьких детей отмечают:

  • речь и словесное общение в семье недостаточно востребованы и в целом плохо развит культ общения между родственниками;
  • постоянные стрессы и ссоры, повышение голоса и крики при общем негативном климате;
  • неправильный стиль воспитания с явлениями доминирующей гиперпроекции либо педагогической непоследовательности;
  • запущенность воспитательного процесса при отсутствии и недостатке родительского внимания;
  • сильная психологическая травма или испуг, испытанный ребенком в раннем возрасте.

Одновременное двуязычие (билингвизм) тоже зачастую становится дополнительным фактором для ухудшения нормального усвоения родной речи.

Основные симптомы ЗРР

Характерными признаками отставания в речи являются:

  • Пассивный доречевой период с малым количеством звуков и лепета или полная беззвучность;
  • Отсутствие улыбки и реагирования на общение с родителями;
  • Появление первого слова только после наступления годовалого возраста;
  • Эхо-симптом (эхолалия) — когда ребенок автоматически повторяет произнесенные окружающими фразы, слова;
  • Двухлетний ребенок не может выполнить элементарные просьбы, никак не реагирует на свое имя;
  • Отсутствие фраз и собственной речи к 3 годам.

В данном случае дети показывают свои желания через жесты, какую-то определенную мимику.

Какие степени ЗРР бывают

Согласно классификации подобных нарушений специалисты выделяют несколько уровней задержки речи:

  1. При 1-ой степени присутствуют отдельные слова и лепетание, но нет связных предложений или подражаний услышанным звукам.
  2. При 2-ой степени дети способны строить незаконченные предложения.
  3. 3-ья степень характеризуется присутствием развернутой фразовой речи с небольшими отклонениями в произношении или грамматической форме слова.

Для правильного определения состояния проводят комплексное обследование с целью правильного подбора помощи и лечения задержки развития речи у детей у разных врачей.

Важные методы диагностики

После полного осмотра педиатром и оценки общего состояния малыша его могут направить к таким специалистам:

  • Неврологу (детскому), который назначит специальное дуплексное сканирование, ЭЭГ и другие методы аппаратной диагностики для исключения проявлений аутизма, олигофренических изменений и иных патологий, связанных с мозгом;
  • Отоларингологу, чтобы проверить на явление тугоухости, возможность патологий уха (отиты) и др.;
  • Логопедам — для оценки ротового аппарата, моторики и речевой активности, объема усвоенных слов и т.д.

Если необходимо, не обходят стороной и психологические методы обследования по шкале Бейли или Гриффитс, широко используемому денверскому тесту для оценки психомоторного развития и др.

Пути борьбы с ЗРР

Коррекция отставания в речевых навыках проводится по нескольким направлениям:

  1. Назначают коррекционные и развивающие занятия у логопеда-дефектолога.
  2. Проводят курсовые лечения с включением успокоительных фитосборов на основе валерианы, пустырника, пиона и др. трав у детей с большой возбудимостью.
  3. Используют витаминные и минеральные комплексы, ноотропы для улучшения работы мозга (хорошие результаты дает, например, прописывание комплексного препарата Кортексин детям при задержке речи).
  4. Иногда назначают аминокислоты, типа глицина, который способен улучшать моторную и сенсорную обработку полученной информации.
  5. Реже возникает необходимость в лечении противоэпилептическими, антипсихотическими и иными серьезными медикаментами.
  6. Физиотерапевтические методы (сеансы электрофореза, магнитотерапии и т.п.).
  7. Хирургическая коррекция при патологии и повреждениях речевого аппарата.

Также практикуются несколько видов массажа при задержке речи ребенка — общеукрепляющий, по отдельным зонам (лицу, ладошкам, шейно-воротниковому участку, языку и др.).

Чем раньше родители заинтересуются проблемой с задержкой речи, тем больше шансов у ребенка в ближайшее время догнать своих сверстников без ущерба для развития.

Adblock
detector