Сказкотерапия — практическое применение для детей в психологии и педагогике, теория, рекомендуемые книги для дошкольников
Сказкотерапия является действенным способом в помощи детям с различными проблемами: агрессивностью, неуверенностью в себе, застенчивостью, психоматическими заболеваниями и другими.
Наиболее эффективно использовать сказкотерапию в дошкольном и начальном школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети любят слушать или читать сказки. В простой и притягательной форме сказка, растягивая рамки обычной жизни, помогает увидеть ситуацию с другой стороны.
Она помогает ребенку идентифицировать себя с близкими для него сказочными персонажами, увидеть как любимый герой справляется со своими проблемами.
Особенности сказкотерапии
Сказкотерапия – является одним из методов психологической коррекции, с помощью которого возможно развитие гармоничной личности и решение личных (индивидуальных) проблем ребенка.
- В качестве инструмента для решения данного метода используется сказка.
- На примере героев сказки, их жизненных ситуаций, личных проблем, ребенок находит ответы на свои вопросы и ситуации.
- Любимый герой подсказывает своими поступками ненавязчиво выход из создавшегося положения.
Что известно современным людям про сказкотерапию? То что, это достаточно новая ветвь психотерапии, которую выделила Татьяна Зинкевич-Евстигнеева.
С помощью сказкотерапии у ребенка происходит замещение себя и своих проблем сказочными персонажами. Проживая сказку вместе со своми героями ребенок не только гармонично развивается, но и находит решение своих проблем.
Метод сказкотерапии помогает ребенку раскрыться, стать уверенным и самостоятельным, развить воображение и улучшить память.
К методам сказкотерапии относятся:
- Рассказ сказки,
- Придумывание сказки,
- Совместная театральная игра,
- Рисование.
С помощью сказкотерапии решают следующие детские проблемы:
- Корректируют неврозы ребенка.
- Убираются страхи и фобии
- Отрицательные эмоции берутся под контроль.
- Нравственное воспитание личности.
- Гармоничное развитие ребенка.
- Накопление жизненного опыта.
Сказкотерапия для детей 2-3 лет
Для детей 2-3 лет любимыми героями сказок являются животные. Именно с ними малыши идентифицируют себя и свои проблемы. Главной проблемой малышей в этом возрасте являются ночные страхи и боязнь страшных животных.
Проблему ночных страхов можно решить с помощью колыбельных сказок. Не обязательно брать готовую сказку, можете придумать сказку для ребенка сами, опираясь на его проблемы.
Сказка должна быть по времени рассчитана на 5-10 минут. Вовлечь ребенка в игру вы можете с помощью дидактических средств.
Примеры сказкотерапии для детей 2-3 лет — сказки «Волк и семеро козлят», «Мойдодыр», «Дружба зверей». В качестве колыбельных можно почитать сказки:
- Дм. Огма «Сказка про зайку»
- Белорусская народная сказка «Зайчики»
- М. Скребцова, А. Лопатина «Сказка о солнечном зайчике».
Сказкотерапия для детей 3-5 лет
В этом возрасте ребенок – отдельная, самостоятельная личность. Героями его сказок являются не только животные, но и люди. Ребенок охотно будет слушать такие сказки как «Красная шапочка», «Колобок», «Кот в сапогах».
При рассказывании сказок можно использовать театрализованные игры, рисование, лепку. Развитие речи сказкотерапией можно решить с помощью постановки кукольных спектаклей. Ребенок охотно вовлечется в такую игру и проживет сказку сам, решая свои проблемы и страхи в образе героя сказки.
Сказкотерапия для детей 5-6 лет
В старшем возрасте решить проблему уверенности в себе, своей самодостаточности помогут волшебные сказки. Ведь именно волшебство помогает героям сказок быть смелыми, храбрыми людьми. «Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» — помогут ребенку в решении своих проблем.
Можете вместе с вашим ребенком сочинить сказку о волнующей его ситуации. Важно в этом возрасте не только прочитать или сыграть с ними сказку, но и обсудить главного героя, его проблемы.
Обязательно разберите главную мысль сказки, положительные и отрицательные поступки героев. Ребенок должен научиться видеть проблемы и способы ее решения.
Сказкотерапия для детей 7-8 лет
Ребенок переступает порог школы. У многих возникают проблемы в общении со сверстниками, проблемы с детским коллективом. Для этого используйте в работе бытовые сказки, где героем является сверстник ребенка.
«Сказки о Шише». «Русалочка», «Дикие лебеди», «Снежная королева» — помогут решить проблемы ребенка в школе. Можно почитать сказку по ролям или сочинить на свой лад, взяв за основу любую сказку.
Виды сказок
Существует классификация сказок, используемых в сказкотерапии.
- Дидактическая сказка. Сказка, помогающая специалисту или родителю обучить ребенка: освоить конкретные знания, конкретную информацию.
- Медитативная сказка. Медитация в переводе с латинского – размышление. Размышление над поведением, поступками, событиями. Предполагает снять с ребенка психологическое напряжение, успокаивает, настраивает на положительные эмоции.
- Психотерапевтическая сказка. Сказка, которая поможет разобраться ребенку в сложных жизненных ситуациях, эмоционально успокоит, настроит на позитив.
- Психокоррекционная сказка. Рассчитана на школьников, помогая решать проблемы с окружающим миром.
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева выделяет в своей работе еще один вид сказок – художественная сказка. Под этим видом сказок подразумеваются фольклорные и авторские сказки, которые окружают ребенка с детства, помогают решать сложные проблемы ребенка и развивают его как личность.
Средства сказкотерапии, влияющие на психоэмоциональное состояние ребенка, позволяют оказать помощь любому ребенку.
К таким средствам относят:
- Произведения устного народного творчества (былины, сказки, притчи и т.д.) все, что было создано народом веками. Главным элементом, конечно же, является сказка. Сказка, где добро всегда побеждает зло, сильный приходит на помощь слабому, где окружающий тебя мир помогает увидеть окружающую красоту.
- Авторские сказки, написанные конкретным человеком, более глубокие в эмоциональном плане, затрагивающие конкретную проблему человека. В сказке отражается личное мнение автора, его миропонимание.
- Дидактические сказки – сказки, созданные родителями, воспитателями, психологами для того, чтобы помочь решить ребенку контреную проблему, разобраться со сложившейся ситуацией.
Сказкотерапия для дошкольников – хороший способ в развитии и помощи ребенку. Занятия, проводимые с детьми должны проходить регулярно и по времени ориентироваться на возраст детей.
Для самых маленьких это 5-10 минут, для старших детей – 25-30 минут. Полное погружение в проблемы ребенка, использование разных методик сказкотерапии поможет вам решить многие проблемы.
Сказкотерапия – достаточно молодой, очень действенный метод помощи родителей и специалистов в решении проблем с ребенком. В мягкой, ненавязчивой форме ребенок узнает и избавляется от фобий, страхов, трудных жизненных ситуаций, лени, нервозности и т.д. Правильно подобранный материал поможет вашему ребенку.