Cамооценка ребенка: 8 простых правил для формирования и развития адекватной самооценки у детей + от чего это зависит

Ученые утверждают, что 100%-ная самооценка бывает только у новорожденных. Позже она становится то сильно заниженной, то чересчур завышенной.

И только от взрослых зависит, каким вырастет будущий член общества, и как он будет чувствовать себя в любом коллективе.

Набор с элементами конструктора LEGO DOTS

Понятие самооценки

Самооценка состоит из двух важных составляющих:

  • Представление ребенка о самом себе, своих положительных и отрицательных качествах;
  • Значимость в глазах окружающих людей.
Origami Набор для создания открытки Архитектурное киригами

Идеальная самооценка заключается в соизмеримости своих сил (физических, духовных, эмоциональных) своим же запросам и требованиям.

Настольная игра «Скоро в школу»

Самооценка позволяет:

  • Анализировать поступки, делить их на хорошие и плохие;
  • Ставить цели и искать пути их достижения.

Правильно сформированная самооценка ребенка-подростка позволяет ему занять достойное место в жизни, добиться счастья и успеха. А ведь именно этого, по большому счету, хотят все родители.

Архитектурное киригами. Пейзаж с поездом

Этапы формирования самооценки

Как ни странно, но формирование самооценки у детей начинается уже тогда, когда ребенок еще не родился. Желанный малыш, с которым часто разговаривают, поют песенки, откликаются на каждое движение, рождается с хорошим видением себя в окружающем мире.

Настольная развивающая игра Лас Играс «Найди лишнее»

Если же малыш является нежеланным ребенком, но эта, самая первая, нелюбовь формирует у него заниженную самооценку, которая в дальнейшем будет прогрессировать, если родители и прочие родственники не смогут доказать крохе, что его любят и в него верят.

Фломастеры утолщенные детские смываемые для детей

В дальнейшем развитие самооценки проходит в несколько этапов.

Сборная модель из картона Умная Бумага Водяная Мельница

От рождения до полутора лет

В этот период малыш пока не умеет рассуждать, поэтому самооценка идет по неосознанному принципу: «мне хорошо, значит, я хороший».

Формирование такого восприятия себя и мира заключается в прикосновениях близкого человека, внимании к потребностям крохи: покормить, утешить, поиграть, поговорить.

Музыкальная игрушка, ZABIAKA

До четырех лет

В этом возрасте обычно присутствует повышенная самооценка ребенка. Объясняется это тем, что ребенок довольно много времени проводит с нахваливающими его родителями или в детском саду, где обычно не ругают за мелкие промахи.

Развивающая игрушка для детей Веселые червячки

В этом возрасте для родителей важно четко сформировать принципы воспитания:

  • Должен отсутствовать негатив и обидная критика;
  • Поддержка должна стать более продуктивной (не просто похвалить за успехи, но и научить преодолевать трудности).

Магнитный планшет для рисования Magpad

В это же время стоит развивать чувство ответственности за свои слова и действия.

До шести лет

Происходит дальнейшее осознание своего места в мире. В этот период ребенок начинает считать собственных друзей и анализировать причины нежелания общаться с ним других детей или близких взрослых.

Набор книжек- вырезалок Бумажные зверята

В этот период важно доказать малышу, что часто виноват не он, а обстоятельства (мама устала, друга забрали с площадки, потому что ему надо к бабушке, подружка не угостила конфетой, потому что она была всего одна).

Десятое королевство Набор для творчества Плюшевая игрушка своими руками

Продолжается и развитие ответственности за собственные поступки.

Младший школьный возраст

Особенности самооценки у детей проявляются в том, что к первому классу основная часть детей имеет завышенную самооценку, ко второму классу идет процесс снижения этого показателя уверенности в себе, к третьему-четвертому классу самооценка падает.

Интерактивная развивающая игрушка Азбукварик Тук-Тук

Средний школьный возраст

Переход в среднее учебное звено характеризуется практически полностью сформированной самооценкой.

НMiadolla Набор для изготовления игрушки Совенок

В этот же период меняется сфера интересов ребенка: если раньше на его видение себя основную роль оказывали взрослые люди, то в средней школе фокус внимания смещается на сверстников. Оценки перестают быть главным критерием успешности, уступая место количеству друзей.

Мозаика на липучках Времена года

В этом возрасте вопрос: «Как поднять самооценку ребенку?» решается довольно просто: достаточно:

  • Поддерживать свое чадо;
  • Быть в курсе его увлечений и переживаний;
  • Ненавязчиво помогать преодолевать сложности общения;
  • Поддерживать самостоятельность;
  • Убрать тотальный контроль.

Старший школьный возраст

Дети в старшем школьном возрасте почти поголовно имеют заниженную самооценку. Этому способствуют трудности с учебой, перестройка гормонального фона, страдания от первых любовных историй, поиски себя.

планшет

В этом возрасте родителям необходимо быть предельно острожными с критикой и сравнением собственного чада с его сверстниками.

умная колонка

Уровни самооценки

Определить уровень восприятия себя поможет тест самооценки ребенка. Но если ребенок не доверяет результаты теста взрослым, то этот уровень можно оценить и по визуальным характеристикам:

  • Заниженная самооценка характеризуется неуверенностью в словах и делах, нерешительностью, застенчивостью. Часто такие дети избегают смотреть в глаза, переводя очи с предмета на предмет, втягивают голову в плечи, мало жестикулируют и говорят.
  • Завышенная самооценка характеризуется излишней самоуверенностью, нежеланием слушать других людей, чувством превосходства. Неудачи такие дети списывают на стечение обстоятельств или вину окружающих. Постепенно развивается грубость, жестокость, агрессия. Визуальные признаки проявляются в виде высоко поднятой головы, командного тона и взгляда.
Детские умные Смарт-часы

Корректировка самооценки

Изменить самооценку сложно, но можно. В трудных случаях лучше обратиться за помощью к психологам, если же ребенок готов слушать и действовать, то можно попытаться исправить ситуацию самостоятельно. И начать стоит с себя.

Игра настольная «Занимательный квадрат»

Для начала необходимо:

  1. Сравнить количество замечаний и похвалы в адрес ребенка. Слишком большой поток ругани приведет к занижению оценки, чрезмерная похвала станет началом формирования повышенной самооценки.
  2. Хвалить только за конкретное дело. Слова «ты самый лучший» вскоре воспринимается ребенком как разговорный шум.
  3. Критиковать умеренно, одновременно предлагая варианты выхода из ситуации или давая вторую (третью, пятую) попытку для исправления ситуации.
  4. Формировать ситуацию успеха, в которой малыш гарантированно справится с порученным делом.
  5. Помнить, что даже взрослый ребенок не является умудренным опытом старцем, который может заранее просчитать все варианты развития ситуации и выбрать самый верный путь.

И самое главное: любить своего малыша, уважать его выбор, стараться понять и разделять его интересы.

Магнитная игра «Кто первый. Крестики нолики», в жестяной коробочк

Фото самооценки ребенка