Cамооценка ребенка: 8 простых правил для формирования и развития адекватной самооценки у детей + от чего это зависит
Ученые утверждают, что 100%-ная самооценка бывает только у новорожденных. Позже она становится то сильно заниженной, то чересчур завышенной.
И только от взрослых зависит, каким вырастет будущий член общества, и как он будет чувствовать себя в любом коллективе.
Понятие самооценки
Самооценка состоит из двух важных составляющих:
- Представление ребенка о самом себе, своих положительных и отрицательных качествах;
- Значимость в глазах окружающих людей.
Идеальная самооценка заключается в соизмеримости своих сил (физических, духовных, эмоциональных) своим же запросам и требованиям.
Самооценка позволяет:
- Анализировать поступки, делить их на хорошие и плохие;
- Ставить цели и искать пути их достижения.
Правильно сформированная самооценка ребенка-подростка позволяет ему занять достойное место в жизни, добиться счастья и успеха. А ведь именно этого, по большому счету, хотят все родители.
Этапы формирования самооценки
Как ни странно, но формирование самооценки у детей начинается уже тогда, когда ребенок еще не родился. Желанный малыш, с которым часто разговаривают, поют песенки, откликаются на каждое движение, рождается с хорошим видением себя в окружающем мире.
Если же малыш является нежеланным ребенком, но эта, самая первая, нелюбовь формирует у него заниженную самооценку, которая в дальнейшем будет прогрессировать, если родители и прочие родственники не смогут доказать крохе, что его любят и в него верят.
В дальнейшем развитие самооценки проходит в несколько этапов.
От рождения до полутора лет
В этот период малыш пока не умеет рассуждать, поэтому самооценка идет по неосознанному принципу: «мне хорошо, значит, я хороший».
Формирование такого восприятия себя и мира заключается в прикосновениях близкого человека, внимании к потребностям крохи: покормить, утешить, поиграть, поговорить.
До четырех лет
В этом возрасте обычно присутствует повышенная самооценка ребенка. Объясняется это тем, что ребенок довольно много времени проводит с нахваливающими его родителями или в детском саду, где обычно не ругают за мелкие промахи.
В этом возрасте для родителей важно четко сформировать принципы воспитания:
- Должен отсутствовать негатив и обидная критика;
- Поддержка должна стать более продуктивной (не просто похвалить за успехи, но и научить преодолевать трудности).
В это же время стоит развивать чувство ответственности за свои слова и действия.
До шести лет
Происходит дальнейшее осознание своего места в мире. В этот период ребенок начинает считать собственных друзей и анализировать причины нежелания общаться с ним других детей или близких взрослых.
В этот период важно доказать малышу, что часто виноват не он, а обстоятельства (мама устала, друга забрали с площадки, потому что ему надо к бабушке, подружка не угостила конфетой, потому что она была всего одна).
Продолжается и развитие ответственности за собственные поступки.
Младший школьный возраст
Особенности самооценки у детей проявляются в том, что к первому классу основная часть детей имеет завышенную самооценку, ко второму классу идет процесс снижения этого показателя уверенности в себе, к третьему-четвертому классу самооценка падает.
Средний школьный возраст
Переход в среднее учебное звено характеризуется практически полностью сформированной самооценкой.
В этот же период меняется сфера интересов ребенка: если раньше на его видение себя основную роль оказывали взрослые люди, то в средней школе фокус внимания смещается на сверстников. Оценки перестают быть главным критерием успешности, уступая место количеству друзей.
В этом возрасте вопрос: «Как поднять самооценку ребенку?» решается довольно просто: достаточно:
- Поддерживать свое чадо;
- Быть в курсе его увлечений и переживаний;
- Ненавязчиво помогать преодолевать сложности общения;
- Поддерживать самостоятельность;
- Убрать тотальный контроль.
Старший школьный возраст
Дети в старшем школьном возрасте почти поголовно имеют заниженную самооценку. Этому способствуют трудности с учебой, перестройка гормонального фона, страдания от первых любовных историй, поиски себя.
В этом возрасте родителям необходимо быть предельно острожными с критикой и сравнением собственного чада с его сверстниками.
Уровни самооценки
Определить уровень восприятия себя поможет тест самооценки ребенка. Но если ребенок не доверяет результаты теста взрослым, то этот уровень можно оценить и по визуальным характеристикам:
- Заниженная самооценка характеризуется неуверенностью в словах и делах, нерешительностью, застенчивостью. Часто такие дети избегают смотреть в глаза, переводя очи с предмета на предмет, втягивают голову в плечи, мало жестикулируют и говорят.
- Завышенная самооценка характеризуется излишней самоуверенностью, нежеланием слушать других людей, чувством превосходства. Неудачи такие дети списывают на стечение обстоятельств или вину окружающих. Постепенно развивается грубость, жестокость, агрессия. Визуальные признаки проявляются в виде высоко поднятой головы, командного тона и взгляда.
Корректировка самооценки
Изменить самооценку сложно, но можно. В трудных случаях лучше обратиться за помощью к психологам, если же ребенок готов слушать и действовать, то можно попытаться исправить ситуацию самостоятельно. И начать стоит с себя.
Для начала необходимо:
- Сравнить количество замечаний и похвалы в адрес ребенка. Слишком большой поток ругани приведет к занижению оценки, чрезмерная похвала станет началом формирования повышенной самооценки.
- Хвалить только за конкретное дело. Слова «ты самый лучший» вскоре воспринимается ребенком как разговорный шум.
- Критиковать умеренно, одновременно предлагая варианты выхода из ситуации или давая вторую (третью, пятую) попытку для исправления ситуации.
- Формировать ситуацию успеха, в которой малыш гарантированно справится с порученным делом.
- Помнить, что даже взрослый ребенок не является умудренным опытом старцем, который может заранее просчитать все варианты развития ситуации и выбрать самый верный путь.
И самое главное: любить своего малыша, уважать его выбор, стараться понять и разделять его интересы.