Ребенок не хочет учиться: причины и полезные советы психолога, как повысить мотивацию учиться и делать уроки
Почему ребёнок не хочет учиться? Именно этот вопрос волнует большинство родителей, у которых в семье есть ученики.
Наверняка вы замечали, что большую часть времени школьник предпочитает лениться и заниматься различными бесполезными занятиями. Наличие гаджетов оказывает особое влияние на его поведение и восприимчивость к информации.
Что делать если ребёнок не хочет учиться? В этом материале мы поговорим о причинах отсутствия интереса и неуспеваемости в школьной программе, обсудим способы для решения данной проблемы.
Основные причины плохой успеваемости
Профессиональные психологи выделяют ряд основных причин, по которым ребёнок не успевает в усвоении школьной программы.
К ним относят:
- Отсутствие ответственности;
- Низкая самооценка;
- Гиперактивность;
- Зависимость от гаджетов;
- Лень;
- Отсутствие интереса;
- Низкий иммунитет;
- Особенность темперамента.
Разберёмся в каждой особенности, которая мешает учиться. Начнём с отсутствия ответственности. В данном случае родители слишком опекают ученика.
Они предпочитают контролировать его шаги и регулярно пресекают попытки в любых его начинаниях.
По мере взросления ребёнка мать или отец берут на себя ответственность в подготовке домашних заданий, сами собирают портфель, тем самым снимая ответственность с ребенка.
- В результате они способствуют торможению развития самостоятельности у своего чада. Ребёнок перестаёт переживать за отсутствие домашнего задания, не выполняет требования учителей.
- Психологи утверждают, что такие ситуации лишают его право на собственное мнение. В дальнейшем он не способен сам принять решение и исправить какую-либо ситуацию.
- Такой контроль со стороны взрослых снижает его желание думать, решать задачи и отстаивать свою точку зрения. Профессиональные педагоги рекомендуют развивать интерес в ходе познания новой информации, но не стоит принимать решение за самого ученика.
- Запрещено постоянно контролировать подростка, отдавать ему приказы, которые он должен выполнить за определенное время. Подобные действия стимулируют отсутствие желания. Подобные ситуации негативно сказываются на эмоциональном фоне.
Регулярные конфликты в семейном окружении сопровождаются появлением замкнутости и повышенной тревожности. Ребёнок начинает абстрагироваться от источников агрессии. В итоге у него замедляется умственная деятельность, повышается агрессия, сильно снижается самооценка.
Как самооценка влияет на учёбу
Почему ребёнок не хочет учиться в школе? Современное общество часто сталкивается с проблемой неприятия себя. Психологи утверждают, что большинство родителей предпочитают реализовывать свои желания через своих детей.
На самом деле подобное поведение считается достаточно распространенной ошибкой.
- При постановке высоких целей и регулярных запросов, они не способны замечать, что ребёнку неинтересны чужие желания.
- Неисполнение желаемого результата проецирует регулярные разочарования в способностях малышей.
- Подобные виды влияния начинают проявляться ещё с детсадовского возраста.
Ребёнок, растущий в регулярной тревожности будет постоянно испытывать чувство вины. В зону риска попадают дети с дефектами внешности или речевого аппарата. Они стесняются отвечать на занятиях и предпочитают оставаться в тени.
Как гиперактивность влияет на обучение
Неправильные процессы в нервной системе способствуют неиссякаемой энергии у маленьких детей и подростков. Они большую часть времени находится в постоянном движении, что негативно сказывается на скорости усвоения информации.
На уроке такие ученики мешают своим одноклассникам. Они постоянно кривляются, бегают по классу и сопротивляются требованиям учителей. Такое поведение сопровождается плохими оценками, раздраженностью у учителей и окружающих детей.
Гаджеты и учёба
Отсутствие успеваемости в начальной школе напрямую связано с зависимостью ученика от компьютерных игр, прогулок на улице, современных гаджетов.
Большинство подростков начинает осваивать вредные привычки, наличие которых провоцирует отсутствие какого-либо интереса к дальнейшей учебе.
- Педагоги рекомендуют сокращать контакт с любимыми гаджетами до 1 часа в день.
- Прогулки и увеселительные мероприятия лучше отложить до выходных.
- В ходе появления новых запретов важно донести до своего ребёнка всю значимость обучения в школе, интерес новых знаний.
В беседе запрещено сравнивать школьника с окружающими его одноклассниками.
Как темперамент влияет на обучение
Ещё одной важной составляющей в этапе освоения школьной программы является темперамент ребёнка. Работа нервной системы ответственна за усвоение и обработку новых данных.
Педагоги выделяют 4 типа разновидности темперамента у взрослых и детей:
- Меланхолик. Малыш этого типа отличается спокойным нравом. Информацию он воспринимает медленнее;
- Сангвиник. Люди, относящиеся к этому типу нервной системы отличаются своей подвижностью. Они легче переживают свои неудачи и различные неприятности;
- Флегматик. Дети отличаются уравновешенностью. Они считаются лидерами. Благодаря их упорству и расчетливости многие достигают хороших высот по карьерной лестнице;
- Холерик. Ребёнок этого темперамента отличается своей сдержанностью и невыразительной мимикой. Он предпочитает избегать конфликта и скрывать свои эмоции от окружающих его людей.
Советы профессионалов
Как повысить успеваемость ребенка в школе? Для этого было разработано несколько простых рекомендаций, позволяющих наладить процесс обучения в начальной и средней школе.
Педагоги рекомендуют учитывать следующие правила:
- Для учеников начальной школы важно осознавать, что их родители всегда помогут им в трудную минуту;
- Чтобы ребёнок легче справлялся с тревожностью можно положить фотографию всей семьи в его портфель;
- Для учеников в начальной школе важно присутствие их игрушек или талисмана, которые помогут справиться им в трудную минуту;
- Педагоги рекомендуют заранее проводить беседы о пользе школьных знаний. Для этого можно часто посещать образовательное учреждение.
Соблюдение таких простых рекомендации помогает привить интерес к школьному обучению у дошкольника. Что делать с детьми в подростковом возрасте?
Для этого можно воспользоваться следующими советами:
- Не стоит принуждать ученика к выполнению домашнего задания сразу после школы. Ребёнок должен отдохнуть от суеты. В это время он может поиграть в любимый гаджет, заняться своим любимым делом или просто посмотреть фильм;
- Не рекомендуется регулярно контролировать его действия. По мере взросления он сам будет переживать за содержимое портфеля, выполнение домашнего задания;
Постарайтесь выстроить с ним доверительные и дружеские отношения. Для этого достаточно не контролировать его поступки, не критиковать и не сравнивать его с другими детьми.