Пальчиковая гимнастика в младшей группе, картотека игр для детей 2-3 лет, комплекс упражнений
Зачем нужны пальчиковые игры?
Главная цель пальчиковых игр — развивать мелкую моторику рук. Это необходимо для развития речи, укрепления мышц кистей, чтобы ребенок мог крепко держать ручку и выработать хороший почерк. Также они помогают улучшать ловкость и подвижность ребенка, совершенствовать координацию движений и скорость реакции.
У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются творческие способности, коммуникативные умения. Они более внимательны и эмоционально устойчивы, быстрее успокаиваются. Кроме того, пальчиковые игры являются отличным способом развеселить малыша, отвлечь его для смены вида деятельности.
Проведение пальчиковой гимнастики основывается на желании ребенка подражать взрослым. Он внимательно следит за их движениями, старается копировать их речь. Многие стишки, которые нужно произносить во время игр, малыш легко заучивает наизусть, что способствует тренировке его памяти.
Чтобы достичь перечисленных результатов, следует соблюдать главное правило обучающих занятий с маленькими детками — регулярность. Пальчиковую гимнастику для детей 3 — 4 лет в детском саду необходимо выполнять ежедневно. Длительность занятий составляет около 5 минут. Следите, чтобы ребенок не отвлекались на другие действия, но помните, что нельзя принуждать их к выполнению упражнений. Это ведь игра! Поэтому она должна проходить в веселой непринужденной обстановке.
Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста
Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.
Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».
Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.
Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».
Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.
Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей
Приёмы, используемые при проведении пальчиковых игр
Во многом выбор приёмов зависит от того, на каком этапе находится работа воспитателя группы над пальчиковой игрой в течение учебного года. Условно её можно разделить на три этапа:
- Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Задача воспитателя на этом этапе: вызвать у детей интерес к пальчиковым играм и желание в них участвовать, обучить простейшим движениям пальцев и ладоней. Основной приём на этом этапе — непосредственный показ, когда воспитатель берёт руку ребёнка в свою и руководит действиями его пальчиков.
- На втором этапе (декабрь-февраль) детям дают больше самостоятельности, они выполняют игровые действия, а педагог произносит текст потешки, стихотворения или сказки. Непосредственный показ нужен уже не всем малышам, поэтому вводят приёмы объяснения, напоминания, показа по образцу.
- Третий этап (март-май) предполагает проявление активности и самостоятельности воспитанников: они не только выполняют сами движения, но и частично прговаривают текст игры. На третьем этапе важно поддержать стремление ребёнка к творчеству, импровизации. Для этого удачными приёмами будут вопросы к ребёнку, изменение и творческое разворачивание сюжета сказки, потешки, используемой во время игры: «Сорока-ворона много кашки наварила, всех накормила, потому что все пальчики наши работящие, молодцы! (поглаживание пальчиков). Колобок по дорожке катился-катился, да Олечке за спинку спрятался. Где Колобок? Не видно его, не съест Колобка лисичка (ребёнок прячет мячик или игрушку за спину)». Такие творческие приёмы, помимо повышения интереса к игре, создают предпосылки для формирования креативного и нестандартного мышления, что очень поможет ребёнку в дальнейшем.
Обязательными на всех этапах являются применение наглядных пособий (лучше предметов, игрушек, кукол-рукавичек), художественного слова, фольклора. Непременным условием является эмоциональная, правильная речь воспитателя. Без поощрения, похвалы, поддержки занятия с младшими дошкольниками невозможны. Даже самые маленькие дети должны почувствовать себя в «ситуации успеха». Это даст стимул, желание снова заниматься интересной деятельностью.
Пальчиковые игры для детей
Пальчиковые игры для детей помогают детям в игровой форме изучать мир вокруг и развиваться.
Сорока-ворона
Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:
— Сорока-ворона кашу варила,
деток кормила:
(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)
— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!
Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!
Два козленка
(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).
Пальчики-грибочки
Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:
Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!
Кораблик
Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)
Кошки-мышки
Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)
Возрастные рамки
Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.
Общие правила пальчиковых игр:
- Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
- Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
- Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
- Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
- Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом. Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.
Пальчиковые игры для детей 1-2 года
Пальчиковые игры для детей 1-2 года, развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.
Игра 1. Фонарики
Вот фонарики горят,
всех ребяток веселят!
(пальцы растопырены)
Вдруг погасли фонари,
(пальцы сжаты в кулак)
Ты скорей домой беги!
(руки спрятаны за спину).
***
Игра 2. Кулачок.
(мама загибает пальчики ребёнку)
Этот пальчик — маленький,
(загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе кулачок!
***
Игра 3. Ушки зайчика.
Поиграли – отдохните,
Ваши пальчики встряхните,
Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики.
1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.
3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу,
приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.
***
Игра 4. Сосчитай братьев.
Всех помощников опять
Надо быстро сосчитать:
Этот брат дрова рубил,
Этот братец щи варил,
Этот брат готовил кашу
На семью большую нашу.
Этот веником махал,
Чисто-чисто подметал,
Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.
1–2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.
3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.
***
Игра 5. Мишки на дорожках.
Две ладошки – два домишки
Там живут бродяги-мишки.
Вот поспят они немножко
И помчатся по дорожкам,
А дорожки – две руки,
Ну-ка, мишкам помоги:
Их на санки посади,
По дорожкам прокати!
1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.
5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой. Игру можно повторить несколько раз.
***
Смотрите еще пальчиковые игры для детей 1-2 лет.
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.
Игра 1. Горошки.
Раскатились по дорожке
Разноцветные горошки.
Птички весело клюют,
Нам горошки не дают,
Дайте мне горошинку!
Я такой хорошенький!
1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.
3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.
5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.
6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.
***
Игра 2. Кошка.
Вот кулак
(показываем кулачек)
А вот ладошка
(показываем ладошку)
На ладошку села кошка
(ставим свои пальцы на ладонь малыша)
И крадется потихоньку
(2-3 раза пальцы шагают по руке)
Видно мышка там живет
(щекочем)
***
Игра 3. Курочка.
Курочка — рябушечка
По двору гуляла,
По двору гуляла,
(не спеша «проходятся» указательным и
средним пальцем по бедрам)
Цыпляток считала.
— Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на одной руке)
Посчитаю их опять:
(грозят указательным пальцем)
Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на другой руке).
***
Игра 4. Сорока — белобока.
Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
(дети на ладошке «варят» кашу)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(поочередно загибают пальцы с мизинца)
А этому не дала!
(показывают большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
(грозят указательным пальцем большому пальцу)
Тебе нет ничего!
(разводят обе руки в стороны)
Вот тебе горшок пустой,
(сжимают пальцы в кулак)
Иди в угол и постой!»
(указательным пальцем показывают на угол).
***
Игра 5. Киска.
Есть у киски глазки,
(показывают свои глазки)
Есть у киски ушки,
(показывают ушки и шевелят ими)
Есть у киски лапки,
Мягкие подушки.
(сжимают и разжимают кулачки)
Киска, киска, не сердись
(грозят пальчиком)
Не царапай деток,
Брысь!
(хлопок в ладоши)
***
Смотрите еще пальчиковые игры для детей 2-3 лет.
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет, учат вслушиваться в нашу речь и ее понимать.
Игра 1. Игрушечный зайчик в лесу.
Ах, как жутко на лесной лужайке
(руки, на щеки, покачивание головой)
Бедному игрушечному зайке
(«ушки зайчика»)
Кружится над зайкой стрекоза
(руки в кулаки, выставив указательный и
средний пальцы, быстро ими шевелить)
И глядит, глядит во все глаза.
(«глаза стрекозы»)
И пчела все уши прожужжала,
(приставляют пальцы к ушам – «не слышать»)
У нее ужаснейшее жало.
(руки в кулак, выставление указательного пальца)
И жуки рогатые ползут
(руки на колени, перебирание пальцами)
Ахнуть не успеешь
(взяться за голову руками)
Загрызут.
(пощекотать кого-нибудь рядом)
Бегают по зайчику мурашки
(быстро перебирать пальцами по груди)
Ах, как страшно зайчику-бедняжке.
(«ушки зайчика»).
***
Игра 2. Паровоз.
Ехал, ехал паровоз
(руки в «замок»,
большие пальцы вращаются)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез.
***
Игра 3. Капустка.
Мы капустку рубим-рубим,
(постукивать ребрами ладоней
по столу или по коленям)
Мы капустку солим-солим,
(поочередно поглаживать подушечки
пальцев, как будто солим)
Мы капустку трём-трём,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмём-жмём.
(сжимать и разжимать кулачки).
***
Игра 4. Пчёлки.
(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены.
Вторая рука – улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(заглядываем в улей)
Надо в дом постучать,
(постучать кулачками друг о друга)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
(стучим кулаками друг о друга,
чередуя руки)
Стали пчелки вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(разводим руками, растопыриваем
пальцы и шевелим ими, пчёлки летают).
***
Игра 5. Веселая мышка.
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(пальцы в стороны,
покрутить ладошкой)
Гнездо в ней устроив,
(сложить ладоши ковшом)
Мышат позвала.
(поманить, сгибая
и разгибая пальцы)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(кончиком большого пальца
поочерёдно стучим по
кончикам остальных пальчиков)
Погладила всех
(одна ручка гладит
другую и наоборот)
И отправила спать.
(сложенные ладони кладем под щечку)
Смотрите еще пальчиковые игры для детей 4-5 лет.
***
Пальчиковые игры для детей 5-6 лет
Пальчиковые игры для детей 5-6 лет, помогают установить теплый телесный контакт между ребенком и взрослым.
Игра 1. Помощники.
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии
с содержанием стихотворения).
***
Игра 2. Белка.
Сидит белка на тележке,
(исходное положение —
кисти рук сжаты в кулак)
Продает она орешки,
(круговые движения кистью
вправо, влево)
Лисичке-сестричке,
(разогнуть большой палец)
Воробью,
(разогнуть указательный палец)
Синичке,
(разогнуть средний палец)
Мишке толстопятому,
(разогнуть безымянный палец)
Заиньке усатому.
(разогнуть мизинец)
Вот так!
(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
«У Петиной сестрицы»
У Петиной сестрицы
(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)
По деревне небылицы:
(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане.
(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)
***
Игра 3. Дружная семейка.
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
(руку сжать в кулак, поочередно разгибать
пальцы, начиная с большого)
Дружная семейка!
(сжать руку в кулак несколько раз).
***
Игра 4. На базар ходили мы.
На базар ходили мы,
(соединение пальцев подушечками,
начиная с мизинцев)
Много груш там и хурмы,
(по одной паре пальцев на
каждую стихотворную строчку)
Есть лимоны, апельсины,
(при этом ладони не соприкасаются)
Дыни, сливы, мандарины,
(пальцы сжимаются в кулак,
а большой отводится вверх)
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
***
Игра 5. Детский сад.
В нашей группе все друзья
Самый младший- это я.
(дети ритмично стучат
кулачками по столу)
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
(разжимают кулачки,
начиная с мизинчика).
***
Пальчиковые игры для детей 6-7 лет
Пальчиковые игры для детей 6-7 лет помогают в подготовке руки к письму.
Игра 1. Домик.
На поляне дом стоит,
(«дом» — изобразить двумя руками,
крышу дома — пальцы левой и правой
рук соприкасаются друг с другом)
Ну а к дому путь закрыт.
(правая и левая руки повернуты ладонями к
себе, средние пальцы соприкасаются друг
с другом, большие пальцы — вверх)
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
(«ворота» — ладони разворачиваются
параллельно друг другу).
***
Игра 2. Зимние забавы.
Лепим мы из снега дом
Звери будут в доме жить,
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить.
(дети сжимают и разжимают кисти рук,
соединяют кончики пальцев рук,
слегка разводят ладони в стороны,
хлопают в ладоши, соединяют руки в «замок»).
Снежок.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики)
Мы с тобой снежок слепили.
(снежок «лепят»)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони,
гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий.
(грозят пальчиком)
Раз — подбросим,
(«подбрасывают»)
Два — поймаем,
(«ловят»)
Три — уроним
(«роняют»)
И… сломаем.
(хлопают по столу).
***
Игра 3. Повар.
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
(ребром ладони дети стучат по столу)
Повар леща берет
И опускает в компот
(загибают большие пальцы)
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье
(загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой.
(загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон.
(загибают мизинцы)
И очень доволен он.
(разводят руками).
***
Игра 4. Моя семья.
Знаю я, что у меня
(поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья!
(и в соответствии с текстом,
в определенной последовательности
загибают пальцы: сначала безымянный,
затем мизинец, указательный
средний и большой)
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя,
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
***
Игра 5. Гномики.
Жили — были в домике
Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять
(разгибают пальчики)
Стали гномики стирать.
(тереть кулачками друг о друга).
***
Пальчиковая гимнастика как тема для самообразования педагога
Углублённое изучение пальчиковой гимнастики и её влияния на развитие малышей раннего возраста может стать интересной и разносторонней темой для самообразования педагога этой возрастной группы.
В рамках самообразования воспитатель может изучить такие вопросы:
- Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и интеллекта у детей раннего дошкольного возраста.
Дидактические игры на развитие мелкой моторики. - Организация развивающей предметной среды для формирования интереса детей к пальчиковым играм.
Пальчиковый театр для самых маленьких: как оборудовать, чему обучать детей. - Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в развитии детей посредством пальчиковых игр.Оборудование для сенсорных и пальчиковых игр может стать интересной темой для исследования педагогом
В план самообразования педагог вносит все формы работы по выбранному направлению, список консультаций и других видов взаимодействия с родителями, дидактических игр и пособий, изготовленных в рамках работы над темой. Как приложение к плану могут идти сборник потешек и загадок, подборка иллюстративного материала, фото или перечень используемых игрушек, пальчикового театра, атрибутов.
Как начинающим, так и опытным педагогам, работающим с дошкольниками раннего возраста, необходимо уделять большое внимание проведению пальчиковых игр с воспитанниками. Правильно организованная, эмоционально и динамично проведённая игра произведёт не только развивающий эффект, но и поможет малышам быстрее адаптироваться к дошкольному учреждению, установить контакт с воспитателями и одногруппниками.
- https://pedsovet.su/dou/6797_palchikovaya_gymnastika_dlya_detey_3_4_let
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/palchikovaya-gimnastika-v-mladshey-gruppe.html
- https://multi-mama.ru/palchikovye-igry-dlya-detej/
- https://www.pravmir.ru/palchikovye-igry-dlya-detej/