Как научить ребенка завязывать шнурки — учим быстро и просто

В каком возрасте пора учиться завязывать шнурки?

На этот вопрос педагоги-психологи отвечают по-разному. Обратимся к некоторым письменным трудам по воспитанию детей. Так, например, в своей образовательной программе, а вернее, в стратегиях и тактиках по воспитанию детей, известный педагог М. Монтерссори выделяет несколько так называемых зон развития ребенка:

  • зона умственного развития;
  • зона сенсорики;
  • зона практической жизни.

Обратим внимание на последнее. Мария Монтерссори отмечает, что эта зона имеет особо важное значение для малышей. Зона практической жизни включает в себя такие навыки и умения, как способность следить за собой, умываться, чистить зубы, одеваться, а также пользоваться различными вещами вроде молнии на курточке, пуговиц на рубашке и шнурков на кроссовках. Подходящим возрастом для обучения таким вещами педагог выделяет возраст 2,5–3,5 года. Иные специалисты говорят о возрасте от 3 до 6 лет. Но все они сходятся в том, что предпринимать первые попытки научить ребенка завязывать шнурки нужно тогда, когда он начнет осознавать то, чему его обучают, что при этом делают и для чего это нужно.

Именно осознанность собственных действий поможет скорее обучиться этому навыку.

Возраст осознанности приходится в среднем на 2– 3 года в зависимости от развития ребенка, окружающих факторов, его психологического здоровья и т. д. Это как раз то время когда у человека формируются самые первые воспоминания о детстве и память начинает работать активнее.

Таким образом, можно сделать вывод, что начинать учить своих дочерей и сыновей завязывать шнурки нужно тогда, когда в этом появится практическая необходимость. Например, когда малыш пойдет в садик и ему потребуется самостоятельно надеть ботинки для прогулки или кроссовки для занятий физкультурой.

В таком случае и труды родителей не пропадут даром. Ведь малыш каждый день начнет повторять одни и те же движения под вашим контролем и в конце концов навсегда запомнит, как завернуть пресловутый бантик.

Малыш завязывает шнурки

Шнурки и мелкая моторика

Развитие моторики детских рук не менее важно, чем обучение малышей  ходьбе, разговорам, приучение к горшку. Озаботиться этим вопросом необходимо уже с первых недель жизни малыша. Младенцам следует делать массаж ладошек и пальчиков, стимулируя мышцы и нервные окончания, имеющие связь с головным мозгом. Когда ребенок растет, ему предлагают игрушки различных структур: мягкие, твердые, с крупными или мелкими деталями, статичные или меняющие положение. Также малыши должны лепить фигурки из пластилина, собирать мозаики, конструкторы или пазлы с родителями – и многое другое.

Раннее развитие моторики уже будет хорошей базой для обучения завязыванию шнурков. Детям с плохо развитой моторикой и слабыми ручками будет гораздо сложнее научиться зашнуровывать обувь.

Если родители плохо заботились об активности кистей рук малыша, требуется восполнить эти пробелы в развитии. Для этого поиграйте со своими детьми, используя вышеперечисленные предметы. Ведь сформированность моторики имеет огромное значение для физического и психического здоровья человека. От уровня моторики будет зависеть успешность обучения ребенка письму, рисованию, игре на музыкальных инструментах, разговорной речи.

Обучение завязыванию шнурков поможет ребенку с нормальным и полноценным развитием улучшить свои моторные навыки.

Ребенок учится завязывать шнурки

Приемы мотивации ребенка

Задаваясь вопросами, как быстро научить ребенка завязывать шнурки, важно не забывать о наглядной демонстрации на примере взрослого. Лучше, если родитель стоит позади малыша, держа свои руки у него перед глазами. Зеркальный показ может просто запутать ребенка.

Один из самых эффективных способов мотивации на освоение нового навыка — рассказать, где в дальнейшем может применяться шнуровка. Например, девочкам будет интересно узнать, что они впоследствии смогут завязывать красивые банты своим куклам. А с мальчиком стоит поиграть в моряков или пиратов, а постепенно заинтересовав этой темой, объяснить, что отважному герою обязательно нужно уметь вязать морские узлы.

Легче всего детям запоминается информация, выраженная в стихотворной форме. Например, в популярном мультфильме Губка Боб говорил так: «Возьми шнурок, петля, крючок — выходит узелок». Можно предложить ребенку представить, включив фантазию, что петельки — это уши кролика. Необходимо только наложить одно на другое и завязать. При этом можно говорить следующее: «Кролик обошел кустик, спрятался в норку, торчат только одни ушки».

Если есть творческие способности, стоит попробовать сочинить свою волшебную сказку. Самое главное, чтобы у малыша к каждому выполненному действию закрепилась стойкая ассоциация, тогда любая новая информация будет усваиваться легко и непринужденно.

На каких шнурках лучше учиться?

Для обучающих процессов рекомендуется выбирать отдельные виды шнурков. Каждая мелочь в подобных вещах играет важную роль.

  • Рекомендуется выбирать довольно яркие и тактильно приятные разновидности шнурков. Будет очень хорошо, если в их устройстве будут присутствовать специальные твердые эглеты (маленькие наконечники).
  • Не следует задействовать чересчур тонкие шнурки. Подобные вещи и так часто плохо удерживаются в руках и слабо держат узел. Кроме того, слишком толстые варианты ребенку будет неудобно завязывать.
  • Рекомендуется для обучения приобрести плоские шнурки. Из таких составляющих петли формируются легче всего.
  • Оптимальная длина шнурков должна составлять около 30 сантиметров. Если изделия окажутся более длинными, они станут легко запутываться.

Слишком короткими шнурки тоже быть не должны, поскольку такие экземпляры не позволят нормально завязывать узел с петельками.

Завязывание узла

Показать наглядно ребенку, как завязываются простейшие узлы, можно на примере элементарного макета. Лист картона, пара ярких веревочек или ленточек, маркер и дырокол помогут создать пособие по шнурованию. На листе изображаются стопы человека. На месте, куда будут продеваться завязки, располагаются два ряда отверстий, сделанных дыроколом. Малыш никогда не откажется от увлекательной возможности попасть в дырочки цветными, яркими шнурками. Весело, в непринужденной обстановке он с удовольствием займется полезным делом.

Начальный узел

Прежде чем научить ребенка самостоятельно завязывать шнурки, важно показать, как сделать простой начальный узел. Можно немного пофантазировать, сочинив малышу сказку. Например, такую: «Встретились как-то два червячка, Бим и Бом (взять шнурки разного цвета), и решили дружить. Бим сказал: «Пойдем со мной гулять» (обогнуть один шнурок вокруг другого). Бом ответил: «Конечно, пойдем!» (сделать петлю). И пошли червячки вместе (затянуть узел)».

Лучше всего в процессе игры сесть позади ребенка, а перед ним положить приспособление для обучения шнурованию. Детская сказка или невероятная история о приключениях героев должны сопровождаться демонстрацией затягивания узла, а после — важно попросить малыша повторить все действия. Обычно дети на третий-четвертый раз уже запоминают последовательность, а дальше действуют практически самостоятельно.

Одной петлей

Чтобы научить малыша завязывать узел одной петлей, также можно придумать забавный рассказ. Как вариант такой: «Мышонок Степа всегда был самым шустрым, а еще очень умным (из одного конца шнурка складывается петелька). Но вот как-то раз мышонок Митя решил его обхитрить: он оббежал вокруг Степы (другим свободным концом обводится петля) и первым финишировал (вытягивается вторая петля из середины). Степа не обиделся, ведь он был не только шустрым, но еще умным, поэтому решил дружить с Митей (создается узел)».

Бантик

Среди узлов самым интересным для освоения считается бантик. Он завязывается из двух петелек. В процессе изучения рассматриваемого способа следует хотя бы на начальном этапе дать ребенку возможность действовать самостоятельно, корректно, ненавязчиво подсказывая, если у него что-то не получается. Малыш с интересом сложит каждый конец шнурка вдвое и невероятно обрадуется, когда у него образуется петля. Затем взрослый сам, или все так же направляя ребенка, покажет, как петельки между собой скрещиваются: верхняя перегибается вниз, выводится на то же место с другой стороны второй петли. Малышу останется просто потянуть за два ушка из шнурков, и бантик готов.

«Бабушкин узелок»

Это очень популярный обучающий метод, с которым ребенок быстро научиться самостоятельно шнуровать обувь. В данном случае предусматривается формирование только одной петли.

Рассмотрим поэтапно, как именно должен создаваться «бабушкин узелок»:

  • на первом этапе ребенку надо будет завязать узелок из шнурков детских ботинок;
  • далее из кончика одного из шнурков, расположенного непосредственно возле узелка, делается петля;
  • другим кончиком шнурка понадобится аккуратно подхватить эту петлю, а потом завести книзу перекрещенную шнуровку;
  • останется только протянуть «ушко» в отверстие на обуви, а потом затянуть бант.

Способ является очень простым, поэтому знакомство со шнуровкой лучше начинать именно с него.

Другие

На рассмотренных инструкциях схемы завязывания шнурков не завершаются. Существует еще очень много других методик, которые могут осваиваться маленькими детьми. Вот некоторые из них.

  • Узел «вокруг дерева». По сути, данный вид шнуровки является аналогией классического способа завязывания «бантиком», но имеет при этом незначительные отличия.
  • «Бирюзовая черепаха». Это один из самых интересных способов завязывания шнурков на детской обуви. Изначальные манипуляции здесь являются точно такими же, как в случае с большинством методик, однако далее одну из петелек пропускают через среднюю дырку еще один раз.
  • «Хирургический узел» или узел «хирурга». Популярный вариант завязывания шнурков, которым постоянно пользуются многие дети и взрослые. Несмотря на популярность, «хирургический» узел нельзя назвать очень удобным и легким. Вначале он завязывается по обычной схеме, но потом один конец аккуратно оборачивается вокруг узелка еще раз.

Освоение техники шнуровки

После изучения трех простейших узлов, начального, одной петлей и бантика, можно переходить к освоению техники шнуровки крест-накрест. Сначала обучение нужно проводить на игрушечном макете, сделанном из картона, войлока или фетра, с большими отверстиями для вдевания веревок или ленточек. Чуть позже можно начать тренироваться с ребенком уже на настоящей обуви.

Метод шнурования крест-накрест заключается в формировании двух обычных петелек. Интересно будет, если родитель придумает им названия, сравнив с героями сказок. Одну из петелек вдеваем под другую, так получается красивый вариант завязывания шнурка.

Процесс обучения шнуровке должен быть для детей интересным и увлекательным занятием. Не менее важно не только играть и веселиться, но еще достигать определенного положительного результата. Видя итог своих трудов, а также одобрение со стороны родителя, малыш начнет гордиться собой, что однозначно благоприятно скажется на его самооценке.

Причины неудач

У детей с плохо развитой мелкой моторикой обычно бывают сложности с завязыванием узелков и бантиков. Исправить эту ситуацию призваны специальные упражнения.

Заниматься развитием мелкой моторики можно практически с самого рождения (с 2 недель). Столь раннее развитие ручек будет стимулировать речевую деятельность и поможет избежать многих проблем в будущем.

Упражнения, представленные ниже, подходят для занятий с детьми 3-4 лет. Они направлены на развитие мелкой моторики.

5 полезных советов

Все эти действия мы делаем автоматически. Ребёнок же должен освоить каждый шаг, чтобы суметь выполнить задачу до конца. Естественно, поначалу у него не все будет получаться – пальцы не слушаются, шнурок путается, бантик развязывается. Маме нужно запастись терпением и помнить о том, что нужны постоянные тренировки.

Как научить ребенка завязывать шнурки самостоятельно?

Используйте тренажёр

Тренировки можно проводить на собственной обуви. Но не всегда это удобно. Поэтому можно воспользоваться специальными тренажёрами. Они представляют собой перфорированные пластины из дерева или пластика. По форме напоминают человеческий след. Такие методические пособия очень полезны для развития тонкой моторики и для обучения шнуровке.

Если вы не хотите приобретать такой тренажёр, сделайте его самостоятельно. Или с помощью ребёнка.

Изготовление состоит из нескольких шагов.

  1. Ставим детскую ножку или ботинок на плотный картон, обводим по контуру фломастером.
  2. Вырезаем.
  3. Делаем отверстия шилом или дыроколом, чтобы получились «дырочки» для шнуровки. Достаточно 6-8 отверстий.
  4. Отдаём заготовку ребёнку. Он может её разукрасить, оформить на свой собственный вкус.

Осталось только засунуть шнурки в отверстия и отдать малышу для тренировок. Пусть сначала научится вязать узлы, а потом – бантики.

Начните с более простого

Начните с более простого

Маленьким детям сложно сразу переходить на тонкие шнурки. Поэтому для начала можно тренироваться на широких и длинных ленточках. С этой ролью отлично справятся банты, халатные пояса. Алгоритм действий здесь такой же, как при завязывании узелков и формировании бантиков (смотрите выше).

Ребёнок может завязывать бант себе на поясе, украшать им маму или бабушку. Наряжать ими любимые игрушки. Всё это нужно для того, чтобы понять и отработать алгоритм действий. А когда малыш научится делать петельки на бантах и поясах, можно переходить и на более тонкие предметы – шнурки.

Сделайте двухцветные шнурки

Многие дети путаются с кончиками шнурков, потому что они одинаковые, а понятия «право и лево» у малышей развито ещё недостаточно хорошо. Упростить задачу помогут 2-цветные шнурки. Их можно сделать самому, взяв обычные ленточки, разрезав их пополам и сшив две половины.

Кстати, такое приспособление можно использовать в самодельном тренажёре. С его помощью ребёнок сможет понять алгоритм действий, быстро перестанет путаться с кончиками шнурков при завязывании узелков и бантиков. А полученный результат потом можно закрепить и на обычной детской обуви.

Учите стихи

Учите стихи

Процесс обучения можно сделать менее формальным, если сопровождать его стихами, весёлыми прибаутками. Каждая строчка в них – это пошаговое действие.

Вот примеры нескольких стихотворений (взяты из интернета, автор – Ш. Галлиев):

Раз шнурок, и два шнурок.
Завязали узелок.
Вот и зайчик-попрыгушка.
Есть у зайчика два ушка.
Гонят зайку пять собак.
Только зайка не простак.
Обошёл вокруг кустов,
В норку влез и был таков!
Мы собачек отпугнули,
Крепко бантик затянули.

***

Раз шнурок и два шнурок.
Перекресток. Узелок.
Вот поссорились концы,
Разбежались молодцы,
Спинки сделали дугой –
Вот один, а вот другой.
Помирились – повстречались…
И опять узлом связались!

Учтите особенности ребёнка

Во-первых, помните о принципе отзеркаливания. Пространственное восприятие и мышление в дошкольном возрасте ещё только формируются. Детям сложно повторять за взрослым, если он сидит напротив них. Вот почему в процессе обучения мама или папа должны сидеть сзади малыша.

Также следует учитывать и фактор леворукости. Праворукие люди обычно накладывают правую петельку на левую при завязывании банта. Левшам же привычнее делать наоборот – сверху лежит левая петля. Переучивать ребёнка на собственном примере (если вы правша) не стоит, разрешите ему делать так, как ему удобнее.

Отзывы родителей

Я своей года в 2 купила игру «шнуровка» называется. Вот уже тогда первый опыт по шнурованию получила. В 5 лет ей понравились кроссы на шнуровке. Я не хотела покупать, но дочь настаивала В общем, купила я ей с условием, что завязывать будет всегда сама, и завязывала! Сначала слабенько, шнурки развязывались, приходилось перевязывать, но она так только навык получала и научилась хорошо завязывать.

юляша-мамаша

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/517367/

Я учила дочь шнуровать, бесполезно. Пока дочь не увидела красные лакированные ботинки на шнуровке, влюбилась просто. Так, за пару дней научилась шнурки завязывать. Сказала, что уж больно ботинки хороши. А, учила так: я садилась не напротив дочки, а сзади и руками своими сперва шнурки завязывала и из той же позиции учила: узел обычный, две петельки — узел.

Криптан

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/517367/

Я знаю один метод из мультика. Посадите малого на руки или так, чтобы кроссовки смотрели на вас и ребёнка. Делайте две петельки и говорите, что это ушки зайца. Теперь нужно положить ушко на ушко (левое смотрит направо, а правое налево) Одно ушко нужно подвернуть под другое через дырочку ниже и потянуть за него как можно сильнее… вот и всё!

Вечный двигатель

https://sovet.kidstaff.com.ua/question-480151

Как здорово, что нам подарили многофункциональную игрушку «Обучающие ботиночки» фирмы K’s Kids. Дочка начала с ней играть с 8 месяцев. Её сначала привлекли яркие цвета, ей очень нравилось открывать и закрывать липучки. Потом дочка с интересом начала расстёгивать и застёгивать пуговицу. Она могла этим заниматься очень долго, а я в это время выполняла домашние дела. Когда нам пришло время идти в сад, я начала учить её завязывать шнурки. В качестве тренажёра мы и использовали эти ботиночки. Процесс обучения проходил весело и очень продуктивно. В саду дочка хоть и медленно, но самостоятельно завязывала шнурки.

Натка06

https://irecommend.ru/content/nauchit-zavyazyvat-shnurki

Чем больше умеет ребёнок, тем лучше он ориентируется в жизни. И чем постоянно покупать обувь только на липучках или всё время завязывать кроссовки своему чаду, проще выделить время и научить его завязывать шнурки. На самом деле это вовсе не сложно, главное — мотивировать малыша и набраться терпения. Ведь дети по природе своей любознательны, им нравится осваивать всё новое.

Источники

  • https://Razvivashka.online/vospitanie/nauchit-zavyazyvat-shnurki
  • https://obuv.expert/shnurovka/228-kak-naucit-rebenka-zavazyvat
  • https://vplate.ru/shnurki/nauchit-rebenka/
  • https://all4kiddy.ru/vospitanie/semejnoe/kak-nauchit-rebenka-zavyazyvat-shnurki.html
  • https://kroha.info/razvitie/psychology/kak-nauchit-rebenka-zavyazyvat-shnurki
  • https://melkie.net/vospitanie-detej/kak-nauchit-rebenka-zavyazyvat-shnurki.html

[свернуть]