Как научить ребенка говорить: обзор лучших способов, игр и методик. Практические советы, как начать ребенку говорить первые слова
Речь — это, пожалуй, ключевой навык, который делает человека человеком, потому выработать его у ребенка необходимо своевременно.
Родителям весьма желательно знать, как научить ребенка говорить в домашних условиях.
Как развивается речь ребенка
Данный процесс проходит следующие возрастные этапы:
- В возрасте до двух месяцев ребенок выговаривает разнообразные звуки, а если к нему обращаются родители, то отвечает на их слова.
- Далее (с двух до шести месяцев) следует специфическая стадия гуления, в это время малыш тянет гласные звуки (напоминающие а, у и ы), порой в сочетании с согласными,
- Вслед за этим, начиная с полугода ребенок произносит уже слоги:
- На отметке приблизительно в один год он учится соединять их в простейшие слова.
- С года до двух ребенок осваивает простейшие словосочетания и знает от 120 до 300 слов;
- С двух до трех лет он приобретает словарный запас в тысячу позиций и осваивает падежи и местоимения.
Когда мы учим ребенка говорить в три года, необходимо помочь ему освоить те звуки, произнести которые ему на данном этапе не под силу. Ведь, несмотря на то, что малыш помнит тысячу слов, он все-таки не может выговорить половину азбуки, так как у него еще недостаточно развит речевой аппарат
Как требуется действовать, чтобы развить речь ребенка?
Специалисты предлагают родителям целый ряд эффективных рекомендаций, которые помогут им научить ребенка говорить в приемлемые сроки.
- Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы малыш не слишком увлекался соской. Этот предмет ему весьма приятен, но он не способствует такому развитию мышц языка и губ, которое требуется именно для произнесения слов. Чтобы артикуляционный аппарат совершенствовался, требуется избавить ребенка от соски.
- Необходимо постоянно разговаривать с малышом. Предполагается, что начинать делать это стоит еще на этапе беременности. А когда ребенок родился, очень важно, какие эмоции мать вкладывает в то, что она ему говорит.
- При этом слова должны быть правильными. Сами дети в силу неразвитости речевого аппарата не могут не искажать речь по сравнению с взрослой нормой. Однако родителям не следует спускаться до их уровня и также переходить на детский язык (сюсюкаться).
- Причина в том, что в такой ситуации дети станут считать его нормой и задержатся на этом уровне. Необходимо, чтобы малыш четко осознавал, что существует именно правильная речь и стремился приблизить свою речь к этому образцу.
В частности, если ребенок именует собаку «гав-гав» и «бибика», то родителю при общении с ним эти слова произносить (чтобы стать понятнее и доступнее) не стоит. Малыш должен помнить, что у животных и предметов есть настоящие названия и стремиться поскорее освоить их.
Ребенка следует побуждать высказываться. Разумеется, родители его часто хорошо понимают без слов, если он покажет на определенный предмет и произнесет некие слоги. Но чтобы он перешел на новый уровень, нужно, чтобы он произносил членораздельные слова и фразы, даже если для родителей они излишни.
В интернете можно найти массу видео, как научить ребенка говорить. В них родители могут почерпнуть массу эффективных рекомендаций.
Упражнения, помогающие выработке речи
Наряду с обычным воспроизведением слов в присутствии ребенка, чтобы он с ними знакомился и повторял их за родителями нужно также выполнять с ребенком упражнения, которые специально рассчитаны на то, чтобы привить ему речь.
В частности, можно использовать картинки с буквами, чтобы помочь ребенку их освоить. Взрослый демонстрирует букву и проговаривает, как она произносится. Ребенок повторяет за ним.
Значительным подспорьем становятся простенькие стихи и песенки. Дети хорошо осваивают их, поскольку они обладают ритмом и ребенок легко схватывает этот ритм. Так как память ребенка весьма сильна после нескольких повторений несложного стишка он сможет его зазубрить.
Развитие мелкой моторики
Имеет смысл помнить, что у маленьких детей отмечается взаимосвязь между уровнем их речи и показателями мелкой моторики. В частности, еще у младенцев более активный хватательный рефлекс свидетельствует о том, что они лучше интеллектуально развиты.
И где-то на отметке год родители могут предлагать детям упражнения, которые будут способствовать выработке движений их пальцев и рук.
Среди них:
- Определение объектов. Ребенка просят закрыть глаза, после чего ему в ладонь помещают определенный предмет, из тех с которыми он уже сталкивался. После этого малышу предлагается на ощупь догадаться, что это за вещь, в процессе ее исследования его мелкая моторика ощутимо улучшается;
- Рисование с использованием пальцев. Малыш просто напросто обмакивает свои пальцы в краски и далее выполняет рисунки. Разумеется, требуется, чтобы краски по своему составу не вредили не только коже ребенка, но и не были опасны, если он попробует их на вкус. Разумеется, в процессе малыш узнает новые цвета и оттенки, а также осваивает предметы, которые он рисует или раскрашивает в книжках-раскрасках;
- Лепка из пластилина или глины, а также из теста.
- Создание фигурок из бумаги.
Со своей стороны родителю требуется время от времени разминать и массировать пальчики и ладошки ребенка в процессе выполнения им упражнений на мелкую моторику.
Когда логопеда не обойтись без логопеда
Стоит помнить, что научить ребенка говорить без логопеда удается далеко не всем. Поэтому обращение к этому специалисту стоит рассматривать как нормальную ситуацию. Прийти к нему имеет смысл, если речь ребенка явно не отвечает нормам соответствующего возрастного этапа.
В частности, логопед будет нужен, если:
- В восемь лет малыш не реагирует на обращение к нему, а также затрудняется сказать «где мама»;
- В два года ребенок способен произносить лишь слоги, а вот слова — уже нет;
- В три года ребенок не может произнести знакомые слова правильно, а пытается их упрощать.
Также логопед потребуется для овладения звуками или группами звуков, которые не даются ребенку.
Так как научить ребенка говорить букву о или шипящие при наличии у него затруднений непросто, помощь специалиста в данной ситуации окажется необходимой.