Гиперактивность у детей — советы врача, что делать при повышенной возбудимости у ребенка школьного или дошкольного возраста

Не редкость, когда воспитатели в детских садах и учителя в школах жалуются родителям на поведение ребенка. Чрезмерно активный, постоянно бегает, шумит, разговаривает на уроках, отвлекается и отвлекает одноклассников, шалит. Часто родители уверены, что это гиперактивность, с возрастом все наладится.

Однако это мнение ошибочно. Синдром гиперактивности у детей может поставить только специалист, так как требуется исключить особенности характера, не отклоняющиеся от нормы и наличие других возможных психических отклонений.

Детская гиперактивность обязательно должна корректироваться медицинскими препаратами и психолого-педагогическими методами. Только в таком случае прогноз будет благоприятный, и ребенок сможет адаптироваться к нагрузкам и выстроить отношения со сверстниками.

Виды гиперактивности

Гиперактивность встречается трех видов:

  • Дефицит внимания. Чаще всего встречается у девочек. Характеризуется замкнутостью, «витанием в облаках», рассеянностью.
  • Гиперактивность. Чаще всего встречается у мальчиков. Характеризуется повышенной активностью, эмоциональностью, высокой импульсивностью.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Смешанный тип. Характерен проявлением черт как первого, так и второго типа.

Необходимо учитывать, что два первых типа встречаются довольно редко. Чаще всего наблюдается сочетание дефицита внимания и гиперактивности.

Общие симптомы гиперактивности

По статистическим данным, гиперактивность наблюдается у 4 – 9% детей и у 3% взрослых. Чаще всего родители начинают замечать проблемы только в 3 – 4 года, когда ребенок идет в детский сад или в 6 – 7 лет, с момента поступления в школу.

Однако первые симптомы гиперактивности у детей можно заметить уже в самом раннем возрасте.

Исходя из видов гиперактивности можно выделить основные симптомы, когда необходимо идти на прием к специалистам:

  • Невозможность концентрироваться на одной игрушке, выполнении конкретного задания, дела;
  • Внимание концентрируется циклично, что проявляется в усидчивости в течение короткого промежутка времени и последующей активности;
  • Избегание однообразия, например, длительного выполнения рутинной обязанности;
  • Хаотичность, отсутствие какой-либо планировки действий;
  • Беспокойство, нетерпеливость; вспыльчивость, излишняя агрессия;
  • Излишняя активность, характеризующаяся хаотичными движениями, излишней мимикой, бросанием игрушек;
  • Чрезмерно громко и быстро разговаривают;
  • Частое травмирование вследствие пониженного чувства самосохранения;
  • Протесты против любых правил.

Эти и подобные им симптомы сигнализируют о возможном наличии проблемы. Даже если родители уверены в том, что с ребенком все в порядке, необходимо проконсультироваться у педиатра или детского психолога.

Только специалисты смогут определить, нуждается ребенок в лечении или такое поведение развилось вследствие дефекта воспитания, например, избалованности.

Признаки гиперактивности в разном возрасте

Для того, чтобы определить признаки гиперактивности у ребенка, необходимо знать, как этот синдром проявляется в разном возрасте. Для того, чтобы диагностировать заболевание, необходимо чтобы симптомы проявлялись не менее полугода. Это исключит причины, не являющиеся отклонением от нормы.

Общие симптомы не всегда можно проследить у ребенка разных возрастов. Речевые проблемы и излишнюю двигательную активность почти невозможно заметить у детей до года, тогда как протесты против общепринятых норм характерны для подростков.

Для того, чтобы различать гиперактивное и нормальное поведение, необходимо знать различия признаков синдрома в разном возрасте.

Гиперактивность у детей до года проявляется в повышенном тонусе мышц, отсутствии крепкого сна, длительном засыпании. Они быстро теряют интерес даже к новым ярким игрушкам. Он чувствителен к любым раздражителям, плаксив. Возможно проявление частой рвоты.

  • Дети от 1,5 до 3 лет становятся капризными, появляется агрессивность, непоседливость. Усиливается беспокойство. Ребенку трудно усидеть на одном месте, он вертится во время кормления, отвлекается от игры.
  • Ближе к 3 годам может проявляться эгоистичность. Такой ребенок часто отбирает игрушки у ровесников, может ударить, не желает играть по принятым правилам.
  • От 3 до 6 – 7 лет можно наблюдать импульсивность. Дети перебивают взрослых, не могут построить отношения с другими детьми. Проявляется повышенная эмоциональность, особенно в многолюдных местах. Это характеризуется истериками, капризами, агрессией.
  • Усиливается неусидчивость, ребенок легко увлекается, но через непродолжительное время теряет интерес и переключается на другое занятие.

Последствия

Симптомы, начиная с самого раннего возраста, с течением времени только усиливаются. В более подростковом и взрослом возрасте это проявляется незрелостью коммуникативных навыков.

  • Человек не умеет общаться и не может построить социальные отношения.
  • В результате можно наблюдать раннее пристрастие к алкоголю и наркотическим веществам, быструю смену сексуальных партнеров.
  • Как у подростков, так и у взрослых усиливается агрессия.
  • Это проявляется в хулиганском поведении, проявлении немотивированной агрессии.

Скорректировать поведение можно и в этом возрасте, но чем раньше начато лечение, тем проще ребенку в последствии.

Диагностика и лечение

Диагностировать синдром может только педиатр, психолог и психиатр. Для диагностики и исключения других заболеваний необходимо наблюдать как проявляется гиперактивность у детей в течение полугода.

Анализируются данные о течении беременности, родах, последующем развитии малыша. Проводится психологическое тестирование как ребенка, так и родителей.

  • Кроме этого, необходимо провести лабораторные анализы, консультацию эпилептолога, логопеда, эндокринолога и других специалистов по необходимости. В заключении проводят электроэнцефалографию и МРТ головного мозга. Только после сбора всей необходимой информации, исключающей наличие других заболеваний, ставится диагноз.
  • Лечение гиперактивности у ребенка также рекомендуют специалисты. Помимо медикаментозного купирования симптомов препаратами, необходимы регулярные занятия с психотерапевтом и психиатром. Хорошие результаты также дает фитотерапия и соблюдение диеты в сочетании с вышеуказанными методами.
  • Однако лечение может быть малоэффективным, если не изменить жизненные условия ребенка. Его необходимо с самого раннего возраста приучать к распорядку дня. Не наказывать за невыполненное дело, а твердо настаивать.
  • Если ребенок справился – обязательно похвалить. Ссоры и скандалы в семье недопустимы. Не стоит также водить ребенка, особенно на длительное время, в шумные, многолюдные места. Необходимо помнить, что, если малыш устал – он будет перевозбужден.

К занятиям также нужно подходить дозированно. Если предстоит ребенку сделать несколько дел, стоит разбить их на небольшие задачи. Например, не «сделай уроки», а «реши уравнение», после чего похвалить и ставить следующую задачу – «прочитай параграф». И опять похвалить.

В школе его лучше обучать в классе с небольшим количеством учеников. Лучше, если учитель будет в известности о гиперактивности и рекомендациях по обучению от психиатра.

Фото гиперактивности у детей

Adblock
detector