Гиперактивность у детей — советы врача, что делать при повышенной возбудимости у ребенка школьного или дошкольного возраста
Не редкость, когда воспитатели в детских садах и учителя в школах жалуются родителям на поведение ребенка. Чрезмерно активный, постоянно бегает, шумит, разговаривает на уроках, отвлекается и отвлекает одноклассников, шалит. Часто родители уверены, что это гиперактивность, с возрастом все наладится.
Однако это мнение ошибочно. Синдром гиперактивности у детей может поставить только специалист, так как требуется исключить особенности характера, не отклоняющиеся от нормы и наличие других возможных психических отклонений.
Детская гиперактивность обязательно должна корректироваться медицинскими препаратами и психолого-педагогическими методами. Только в таком случае прогноз будет благоприятный, и ребенок сможет адаптироваться к нагрузкам и выстроить отношения со сверстниками.
Виды гиперактивности
Гиперактивность встречается трех видов:
- Дефицит внимания. Чаще всего встречается у девочек. Характеризуется замкнутостью, «витанием в облаках», рассеянностью.
- Гиперактивность. Чаще всего встречается у мальчиков. Характеризуется повышенной активностью, эмоциональностью, высокой импульсивностью.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Смешанный тип. Характерен проявлением черт как первого, так и второго типа.
Необходимо учитывать, что два первых типа встречаются довольно редко. Чаще всего наблюдается сочетание дефицита внимания и гиперактивности.
Общие симптомы гиперактивности
По статистическим данным, гиперактивность наблюдается у 4 – 9% детей и у 3% взрослых. Чаще всего родители начинают замечать проблемы только в 3 – 4 года, когда ребенок идет в детский сад или в 6 – 7 лет, с момента поступления в школу.
Однако первые симптомы гиперактивности у детей можно заметить уже в самом раннем возрасте.
Исходя из видов гиперактивности можно выделить основные симптомы, когда необходимо идти на прием к специалистам:
- Невозможность концентрироваться на одной игрушке, выполнении конкретного задания, дела;
- Внимание концентрируется циклично, что проявляется в усидчивости в течение короткого промежутка времени и последующей активности;
- Избегание однообразия, например, длительного выполнения рутинной обязанности;
- Хаотичность, отсутствие какой-либо планировки действий;
- Беспокойство, нетерпеливость; вспыльчивость, излишняя агрессия;
- Излишняя активность, характеризующаяся хаотичными движениями, излишней мимикой, бросанием игрушек;
- Чрезмерно громко и быстро разговаривают;
- Частое травмирование вследствие пониженного чувства самосохранения;
- Протесты против любых правил.
Эти и подобные им симптомы сигнализируют о возможном наличии проблемы. Даже если родители уверены в том, что с ребенком все в порядке, необходимо проконсультироваться у педиатра или детского психолога.
Только специалисты смогут определить, нуждается ребенок в лечении или такое поведение развилось вследствие дефекта воспитания, например, избалованности.
Признаки гиперактивности в разном возрасте
Для того, чтобы определить признаки гиперактивности у ребенка, необходимо знать, как этот синдром проявляется в разном возрасте. Для того, чтобы диагностировать заболевание, необходимо чтобы симптомы проявлялись не менее полугода. Это исключит причины, не являющиеся отклонением от нормы.
Общие симптомы не всегда можно проследить у ребенка разных возрастов. Речевые проблемы и излишнюю двигательную активность почти невозможно заметить у детей до года, тогда как протесты против общепринятых норм характерны для подростков.
Для того, чтобы различать гиперактивное и нормальное поведение, необходимо знать различия признаков синдрома в разном возрасте.
Гиперактивность у детей до года проявляется в повышенном тонусе мышц, отсутствии крепкого сна, длительном засыпании. Они быстро теряют интерес даже к новым ярким игрушкам. Он чувствителен к любым раздражителям, плаксив. Возможно проявление частой рвоты.
- Дети от 1,5 до 3 лет становятся капризными, появляется агрессивность, непоседливость. Усиливается беспокойство. Ребенку трудно усидеть на одном месте, он вертится во время кормления, отвлекается от игры.
- Ближе к 3 годам может проявляться эгоистичность. Такой ребенок часто отбирает игрушки у ровесников, может ударить, не желает играть по принятым правилам.
- От 3 до 6 – 7 лет можно наблюдать импульсивность. Дети перебивают взрослых, не могут построить отношения с другими детьми. Проявляется повышенная эмоциональность, особенно в многолюдных местах. Это характеризуется истериками, капризами, агрессией.
- Усиливается неусидчивость, ребенок легко увлекается, но через непродолжительное время теряет интерес и переключается на другое занятие.
Последствия
Симптомы, начиная с самого раннего возраста, с течением времени только усиливаются. В более подростковом и взрослом возрасте это проявляется незрелостью коммуникативных навыков.
- Человек не умеет общаться и не может построить социальные отношения.
- В результате можно наблюдать раннее пристрастие к алкоголю и наркотическим веществам, быструю смену сексуальных партнеров.
- Как у подростков, так и у взрослых усиливается агрессия.
- Это проявляется в хулиганском поведении, проявлении немотивированной агрессии.
Скорректировать поведение можно и в этом возрасте, но чем раньше начато лечение, тем проще ребенку в последствии.
Диагностика и лечение
Диагностировать синдром может только педиатр, психолог и психиатр. Для диагностики и исключения других заболеваний необходимо наблюдать как проявляется гиперактивность у детей в течение полугода.
Анализируются данные о течении беременности, родах, последующем развитии малыша. Проводится психологическое тестирование как ребенка, так и родителей.
- Кроме этого, необходимо провести лабораторные анализы, консультацию эпилептолога, логопеда, эндокринолога и других специалистов по необходимости. В заключении проводят электроэнцефалографию и МРТ головного мозга. Только после сбора всей необходимой информации, исключающей наличие других заболеваний, ставится диагноз.
- Лечение гиперактивности у ребенка также рекомендуют специалисты. Помимо медикаментозного купирования симптомов препаратами, необходимы регулярные занятия с психотерапевтом и психиатром. Хорошие результаты также дает фитотерапия и соблюдение диеты в сочетании с вышеуказанными методами.
- Однако лечение может быть малоэффективным, если не изменить жизненные условия ребенка. Его необходимо с самого раннего возраста приучать к распорядку дня. Не наказывать за невыполненное дело, а твердо настаивать.
- Если ребенок справился – обязательно похвалить. Ссоры и скандалы в семье недопустимы. Не стоит также водить ребенка, особенно на длительное время, в шумные, многолюдные места. Необходимо помнить, что, если малыш устал – он будет перевозбужден.
К занятиям также нужно подходить дозированно. Если предстоит ребенку сделать несколько дел, стоит разбить их на небольшие задачи. Например, не «сделай уроки», а «реши уравнение», после чего похвалить и ставить следующую задачу – «прочитай параграф». И опять похвалить.
В школе его лучше обучать в классе с небольшим количеством учеников. Лучше, если учитель будет в известности о гиперактивности и рекомендациях по обучению от психиатра.