Что должен знать и уметь ребенок в 6 лет
Особенности психологии и воспитания
В шестилетнем возрасте у ребёнка начинают появляться навыки самоанализа. Он уже умеет осознавать не только свою вину, но и ошибки, а может гордиться своими поступками. Именно поэтому в этот период важно уделять большое внимание воспитанию моральных качеств. Малыш должен понимать, что кроме личных интересов существуют ещё и общественные.
В 6 лет ребёнок еще не умеет адекватно оценивать себя. Основой самооценки становятся реакции и слова взрослых. Помните, что если дошколёнка постоянно наказывать и высказывать негодование по поводу его поступков, можно сильно занизить самооценку. В будущем это отрицательно скажется на взаимоотношениях со сверстниками и может испортить жизнь. Кстати, норма для дошколят и младших школьников — слегка завышенная самооценка, при которой ребёнок считает, что он на многое способен.
Игры шестилеток становятся сложными, и даже взрослый человек иногда не в состоянии их понять. Ребёнок уже самостоятельно себе находит товарищей, объясняет им сюжет и отводит роли. Часто игры заключаются в моделировании взрослых ситуаций. Дети играют в различные профессии, сказочные сюжеты, в магазин, семью и многое другое.
Важно отметить, что в игру переносятся не только ситуацию, но и взаимоотношения взрослых. Если ребёнок слышал, как отец ругается дома, он будет кричать и на партнёра по игре. Словесное выражение будет почти точно воспроизводить речь родителя. Чтобы ваш ребёнок разговаривал культурно, тщательно следите за своим тоном и высказыванием. Поведение родителей для дошколят — образец.
Шестилетка способен к самоконтролю, но очень быстро переключает внимание. Нужно учить ребёнка доводить дело до конца. Если вы видите, что малыш не закончил какое-то занятие и начал другое, мягко скорректируйте его решение и предложите завершить начатое. Этот навык очень пригодится в первом классе.
В шесть лет дети начинают доказывать, что они уже взрослые. Появляется интерес к собственной внешности как части личности, и это сказывается на желании следить за своим внешним видом.
Основные направления развития шестилетнего малыша
Занятия с детьми включают:
- Развитие познавательных процессов, обучение приемам освоения знаний, отработка умений. Это необходимо для умственного развития детей 6 лет.
- Работу с поведением, дисциплиной.
- Развитие эмоционально-волевой сферы, снижение тревожности, возбудимости, повышение самооценки.
- Отработку коммуникативных навыков, устранение проблем в общении.
- Работу с неврологическими проблемами (утомляемостью, бессонницей, головными болями). Важно контролировать режим дня ребенка, избегая переутомления. Применяют техники саморегуляции и сохранения телесных функций.
Нормы развития ребёнка в 6 лет
Если говорить обобщенно, то у детей в 6 лет:
- средний вес — от 18,8 кг до 22,5 кг;
- средний рост — от 110,1 см до 120,8 см;
- 20 молочных зубов, которые сменяются постоянными;
- размер обуви: 28-28,5 у девочек, 29-30 у мальчиков;
- 30-й размер одежды
Нормы и особенности развития речи
В возрасте 5 лет ребенок уже бегло разговаривает и активно использует обобщающие слова. Он может определять и квалифицировать различные предметы, а также строить простые предложения. Словарный запас при этом постоянно расширяется, а произношение слов совершенствуется.
- С 5 лет в речи ребенка происходит качественный скачок. Теперь малыш не только может назвать и описать предметы, но и найти их противоположности. Начинается активное изучение синонимов и антонимов, которые позволяют расширить восприятие окружающего мира.
- К 6 годам дошкольник знает алфавит, умеет писать печатные буквы, читать по слогам и понимает простые тексты.
- Стихотворения становятся сложнее, а их прочтение приобретает интонационную окраску и выразительность.
- Ребенок неплохо справляется с пересказом небольшим рассказов, сочинением собственных историй и сказок.
- За год словарный запас ребенка увеличивается на 1000-1200 слов.
- К 7 годам дети самостоятельно читают простые тексты и могут их пересказать.
- Большинство дошколят справляются с написанием коротких слов, различают слоги, звуки.
Все это позволяет подготовить ребенка к самостоятельным занятиям и школьной жизни, которая не будет вызывать дополнительного стресса из-за резкой смены ритма жизни и обязанностей.
Можно ли отправлять ребенка в школу, если он не умеет читать? Это не обязательный навык, но необходимо разобраться с тем, почему малыш не освоил чтение. Консультация у нашего специалиста поможет выявить имеющиеся проблемы или упущения в процессе детского развития и скорректировать программу обучения для достижения максимального результата.
Психическое развитие детей в возрасте 6 лет
Шестилетний ребенок развивается в игре. Сюжетно-ролевая, смысловая, символьная игра — ведущий тип деятельности средних и старших дошкольников. В 6 лет начинается активная подготовка к школе, ребенка постепенно вводят в классно-урочную систему с занятиями за партой и переменами.
Игровая деятельность должна преобладать над учебной, иначе у дошкольника пропадет мотивация к учебе в школе. Шестилетние дети отказываются от дневного сна, поэтому их режиму дня и качественно организованному ночному сну уделяют особое внимание, чтобы не допустить перегрузки нервной системы.
Активно развиваются интеллект и психические познавательные процессы: память, произвольное внимание, формируется аналитическое и понятийное мышление.
В 6-7 лет у детей сформирована система социальных норм, дошкольники соблюдают правила поведения в общественных местах.
Через оценку окружающих в сочетании с собственной оценкой своих умений и достижений у ребенка создается представление о себе. К подростковому возрасту оно станет предпосылкой для формирования «Образа Я». Ребенок вступает в социальные отношения, он зависит от мнения взрослых, но при этом готов высказать и защитить собственное. Дети в этом возрасте зависимы от похвалы.
Развитие навыков общения у детей.
В 6 лет дошкольники нуждаются в общении со сверстниками, образуются дружеские связи, которые важны для малыша. В шестилетнем возрасте начинают формироваться важные структуры головного мозга — лобные доли полушарий. Развитие лобных долей заканчивается к 18-20 годам.
Они играют следующую роль в деятельности человека:
- отвечают за программирование действий и их контроль;
- руководят всеми функциями мозга;
- контролируют поведение.
Нормы физического развития
Возраст 5-7 лет – это время активизации ростового процесса. Дошкольник может вырасти в среднем на 10 см, при этом девочки прогрессируют значительно быстрее мальчиков. Именно поэтому важно сконцентрироваться не только на интеллектуальном и речевом аспекте, но и физическом развитии, ведь именно сейчас:
- Происходит интенсивное развитие крупных мышц и конечностей. У ребенка появляется плавность движений, улучшается координация.
- Происходят значительные изменения в работе высшей нервной системы. Благодаря этому ребенок начинает лучше владеть собственными реакциями, уменьшается утомляемость и повышается психическая выносливость.
- Ребенку становится проще справляться с общественными правилами и нормами. Дошкольники отлично ориентируются в понятиях «плохо» и «хорошо», могут дать оценку не только чужим, но и собственным действиям.
В целом к 6 годам характеристики в работе детского мозга приближаются к взрослым показателям, что дает сильный стимул для развития устойчивых нейронных связей. Вместе с этим происходят изменения в социальном поведении.
Нормы развития и готовность к школе
Готовность к школе во многом подразумевает интеллектуальную подготовку ребенка к образовательному процессу, однако, это лишь часть от общей картины. Помимо знаний важна эмоциональная готовность, которая во многом определяет дальнейшую успеваемость и стремление к получению знаний. В возрасте 5-7 лет важно проработать оба аспекта.
- Интеллектуальная подготовленность определяется знанием необходимого материала, скоростью ответов из накопленного жизненного опыта. За это отвечают всевозможные упражнения, заучивание алфавита, цифр, навыки чтения и письма.
- Эмоциональная или личностная готовность подразумевает стремление и умение ребенка работать в команде, общаться с другими людьми и стремиться к намеченным результатам. Правильно мотивированный ребенок получает хорошие отметки и прогрессирует быстрее сверстников с низкой готовностью.
И если с первым аспектом все довольно понятно, что разобраться с личностной готовностью несколько сложнее, особенно если ребенок не справляется с базовой информацией и не усваивает новых знаний. Специалисты нашего центра путем диагностических игр и консультаций помогут определить, в чем причина отставания или нежелания учиться новому.
- К 7 годам у ребенка проработаны основные физические качества, достаточная активность и стремление к активности.
- Психическое развитие определяется стремлением узнавать новую информацию и быть открытым для новых знаний в процессе обучения. Дети в возрасте 6–7 лет интересуются абсолютно всем, что происходит вокруг.
- Проработана эмоциональная отзывчивость. Ребенок умеет сопереживать не только людям или животным, но и героям книг. Подобные навыки свидетельствуют о развитом умении и качественной коммуникации, не только с взрослыми, но и сверстниками.
- Коммуникативные навыки затрагивают умение договариваться, слушать старших и адекватно взаимодействовать в команде.
- Четко прослеживается умение планировать и иметь базовые навыки в самоорганизации. Сюда входит усидчивость и способность концентрировать внимание на учителе, соблюдать правила поведения и выполнять домашние задания.
- Дошкольник способен выслушивать объяснения учителя и выполнять задания по правилам и образцам.
- Будущий школьник самостоятелен в вопросах гигиены. Он может умыться и сходить в туалет без помощи взрослых, следить за своей одеждой и обувью, а также чистить зубы и принимать душ перед сном.
Подготовка и оттачивание подобных умений задача не одного дня. Со специалистами нашего центра вы без труда составите систему обучения, которая позволит не только учитывать возрастные нормы и школьные требования, но и личные особенности малыша.
Математические навыки и логическое мышление
Дошкольник 6─7 лет владеет понятиями больше, меньше, поровну, длина, ширина, высота. Умеет сравнивать предметы по размеру. Знает состав чисел до 10. Может назвать и найти основные геометрические фигуры, объяснить их особенности.
Перед школой необходимо:
- Хорошо считать до 10─15 (прямой счёт) и обратно от 5─10.
- Называть соседние числа. Восстанавливать целостность ряда с пропущенными цифрами.
- Сравнивать количество предметов в группах, уменьшать и увеличивать совокупность на заданную величину.
- Решать несложные примеры на сложение и вычитание.
- Знать, что такое час и минута, сколько часов в сутках, дней в неделе, месяцев в году. Понимать, что значит полчаса и четверть часа.
Успешно справляться со школьными заданиями помогут навыки словесно-логического мышления.
Ребёнку 7 лет нужно уметь:
- делать обобщения, понимать причинно-следственные связи между действиями и событиями;
- сравнивать и классифицировать предметы по заданным признакам, устанавливать соответствие и отличие;
- решать устные логические задачки;
- раскладывать картинки к сказкам в правильной последовательности.
Готовясь к школе, развивайте слуховое восприятие информации. Перечисляйте группы предметов (стол, кровать, окно) и спрашивайте, что лишнее. Просите назвать обобщающее слово (мебель). Поощряйте логичные рассуждения.
Особенности памяти и внимания
Не все пятилетние дети способны полностью сосредоточиться на занятии, но внимание становится более устойчивым. Они могут выполнять задания 20 минут и более, даже если не очень интересно. Чтобы развить концентрацию внимания, выполняйте наши несложные упражнения.
Хорошо тренируют внимание и развивают оперативную память следующие задания. Попросите найти на картинке зайчат, закрасить шубки серым цветом, а кончики ушей и хвостиков чёрным. Дайте задание заштриховать 5 квадратиков голубым карандашом, 3 жёлтым, 2 фиолетовым. Предупредите, что упражнения нужно выполнить точно, иначе придётся переделать.
Ребёнок 6 лет способен запомнить немало информации:
- он знает цифры и многие буквы алфавита;
- помнит несколько стихотворений и сказок, может рассказать;
- знает название и последовательность дней недели, времён года;
- помнит домашний адрес, без запинки называет своё имя и фамилию, имена и профессии родителей;
- слушая рассказ с продолжением, вспоминает, на чём остановились в прошлый раз;
- может описать отсутствующий предмет, подробно рассказывает, как провёл день;
- помнит, как зовут ребят в группе и персонал садика.
Развитию зрительной памяти поможет игра «Что изменилось?». Малыш внимательно рассматривает вещи на столе, затем отворачивается, две убирают. Нужно вспомнить и назвать отсутствующие предметы.
Что должен знать ребёнок в 6 лет
При подготовке к школе особенно важно оценить знания и умения своего ребёнка. Владея базовой информацией, малыш будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в новой обстановке, Что должен знать ребенок шести лет:
- свои имя, фамилию и отчество, возраст, день рождения, адрес, город проживания, а также имена родителей, друзей, членов семьи, питомцев;
- профессии родителей;
- дни недели, месяцы, времена года, время суток, их названия и последовательности;
- части тела;
- домашних и диких животных, водных обитателей и насекомых;
- наиболее распространённые растения, деревья, ягоды, фрукты и овощи;
- цвета и некоторые популярные оттенки;
- где право и лево;
- как правильно переходить дорогу, знаки и правила дорожного движения;
- как вести себя с посторонними взрослыми;
- общепринятые праздники и их значение;
- цифры до 10, считать, различать знаки плюс и минус;
- формы и состояния предметов;
- стихи, сказки, песни наизусть;
- явления природы.
Что должен уметь ребенок в 6 лет
Приведем список желательных навыков и умений ребенка шести лет:
- концентрировать внимание минимум на 15-20 минут;
- показывать отличия двух предметов;
- копировать рисунки, движения, выражение лица;
- удерживать в памяти до 10 предметов;
- запоминать текст длиной в 3-4 предложения;
- узнавать прочитанную книгу по отрывку;
- определять лишний предмет из предложенных и обосновывать свой выбор;
- складывать пазлы, фигуры из конструктора, в т.ч. с образца;
- рисовать людей и животных, растения и другие объекты;
- аккуратно раскрашивать, штриховать, регулировать силу нажима на карандаш;
- создавать аппликации, лепить из пластилина узнаваемые предметы;
- писать некоторые буквы и цифры;
- кататься на велосипеде, самокате;
- совершать ежедневные ритуалы самостоятельно;
- владеть ножницами;
- ориентироваться в пространстве (вперёд-назад, ближе-дальше, вверх-вниз, вправо-влево, над-под);
- вести разностороннюю беседу, отвечать на вопросы.
Безусловно, каждый малыш развивается по индивидуальной программе, заданной природой, и усваивает знания в собственном ритме. И всё же имеет смысл ориентироваться на среднюю планку и время от времени отслеживать, что должен уметь ваш ребёнок в 6 лет.
Родителям мальчиков-дошкольников следует научить своих непосед опрятности, усидчивости, внимательности, а также привить важные мужские качества – ответственность за свои поступки, уважительное отношение к взрослым, честность и храбрость. Даже если малыш ещё не в состоянии всерьёз постоять за себя или младшего друга, он должен иметь представление о правильном поведении. Замечательно, если папа является воплощением этих качеств, и сын старается походить на него. Но не завышайте свои требования, правильнее будет поддерживать кроху в непростых ситуациях. И тогда всё, что должен уметь мальчик в 6 лет, будет ему по силам.
Таким образом, умения ребёнка шести лет полностью зависят от качества знаний, которые вы ему передавали все эти годы. Не будьте слишком критичны: ваш малыш – это маленькое отражение вас самих. И, если вы видите его промахи, в первую очередь, стоит подумать о родительских ошибках, исправить их, и затем помочь и крохе справиться с возникшими трудностями.
Подготовка к школе шестилетнего ребенка
Готовность к школе делится на:
- Личностно-мотивационную — желание ребенка получать знания в рамках школьной системы, умение соблюдать правила, дисциплину.
- Интеллектуальную — развитие психических функций и их произвольность, готовность воспринимать и перерабатывать информацию.
Старшие дошкольники делятся на 2 группы:
- Дети, которые по внутренним предпосылкам готовы сменить игровую деятельность на учебную.
- Дети, которые по внутренним предпосылкам не готовы к смене ведущего типа деятельности.
Психолог диагностирует дошкольников, определяя, к какой группе они относятся, после чего составляет программу деятельности для активизации познавательных процессов детей первой группы и для повышения мотивации к обучению — второй.
Процесс подготовки к школе.
Характеристика готового к школе ребенка:
- активный, интересуется новой информацией;
- способен самостоятельно находить информацию;
- любит экспериментировать;
- обращается за помощью в сложных вопросах;
- осознает свои эмоции, понимает эмоции окружающих;
- активен в процессе обучения;
- способен сопереживать;
- способен оценивать произведения искусства;
- общителен.
Обязательный момент, на который стоит обращать внимание — смена молочных зубов на основные. С выпадением зубов в организме происходят физиологические изменения, которые влияют на развитие психических способностей. Необязательно учить ребенка читать к школе, с этим справится педагог, достаточно знать буквы.
Важно развивать моторику, чтобы организм справлялся с предстоящей нагрузкой, обязательна физическая активность.
Основной задачей является создание позитивного отношения к школе. Для этого читают рассказы про школьников, смотрят фильмы, ходят на экскурсию в школу.
- https://MedAboutMe.ru/articles/osobennosti_razvitiya_detey_6_let_kak_spravitsya_s_perekhodnym_periodom/
- https://GotovlusKShkole.ru/razvitie/znaniya_i_umeniya/umeniya-i-navyki-shestiletnego-rebenka
- https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/obraz-zhizni/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebyonok-v-6-let/
- http://karkusha.su/normy-razvitiya-rebenka-v-period-5-7-let/
- https://academy-of-curiosity.ru/stati/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebenok-v-7-let/
- https://academy-of-curiosity.ru/o-razvitii-i-vospitanii-detej/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebenok-v-6-let/